Представляю для всех интересующихся фьюзингом мастер-класс по изготовлению настенных часов «Цветение сакуры». Хочу сразу прояснить один вопрос: некоторые мастера пугают начинающих фьюзингистов «неимоверными трудностями» этого процесса (сам давно хотел попробовать спекать изделия из цветного стекла, но тоже вначале был запуган «мэтрами»). Мол и печи для спекания очень дорогие, и стекло для фьюзинга дорогое, и вообще, без опыта, художественного образования и личной одаренности, вам в этом деле, мягко говоря, трудновато будет... Сдается мне, «мэтры» немного лукавят…
Автор: Михаил Михайлов
Невозможно ничего сделать, если не начать ;-). Я считаю, что главное – просто иметь желание что-то красивое сделать. А для начала можно попробовать копировать те работы, которые вам наиболее понравились. Кстати, так и учат будущих художников. Одну- две работы скопировали (да и то полной копии не получится, обязательно привнесется что-то свое), на третьей работе уже еще больше своего применить захочется, на 10 – глядишь – уже собственный стиль появился ;-).
А насчет «дороговизны стульев для трудящихся всех стран» (Ильф и Петров «Двенадцать стульев») тоже не совсем верно. Давайте прикинем.
На одни часы размером 30х30 см уйдет импортного стекла для фьюзинга «Spectrum Glass 96» (самое популярное) примерно на 400 – 500 рублей (в ценах 2013 года). Печь для фьюзинга, если из недорогих – 20000 рублей (месячная зарплата инженера из провинции ;-), стеклорез желательно брать фирменный (с емкостью для смачивающей жидкости) – 1500 рублей (но для начала сойдет и китайская подделка под фирму из ближайшего хозяйственного магазина за 90 рублей – на десяток изделий вполне хватит, а если дело пойдет, то можно и фирменный прикупить ;-). Щипцы для ломания стекла я, например, сделал сам из старых пассатижей, которые купил, проходя мимо, на «блошином рынке» по 20 рублей за штуку.
А что касаемо «художественного образования», то всегда вспоминается одна прочитанная где-то история про одного монаха- отшельника, который уединился от мира, построил себе скит, и решил украсить его самолично написанными иконами. Так вот он искал разноцветные камушки, молол их в муку самодельным каменным пестиком в такой же самодельной каменной ступке, мешал эту муку с маслом и , естественно, получал масляные краски собственного производства ;-). Все можно сделать – было бы желание… Так, что можно начинать ;-).
Но, это все «лирика», займемся непосредственно часами.
Конечный результат у меня получился вот такой:
Если учесть, что это мои первые часы, то есть надежда… ;-)
Для начала выберем необходимые стекла по цвету (в данном случае мне понравилась цветовая гамма в «медово-янтарном» стиле. Вообще лучше всегда соблюдать гармонирующие друг с другом цвета, иначе получится очень аляписто, то есть, не то, что нужно. Как соблюдать эти гаммы – есть специальная наука для художников – «цветоведение». В инете есть соответствующие книги (бесплатные). Скачайте какую-нибудь популярную книгу для начинающих художников (для школьников) и ознакомьтесь. Не пожалеете!!!
Вот на этой фотографии показано, как я отрезаю кусочки нежно- розового и нежно- оранжевого стекла в виде маленьких треугольничков (будущие лепестки сакуры). Каюсь, нежно-розового стекла не хватило, поэтому разбавил нежно- оранжевым, но немного… ;-).
Вот такие получились лепесточки. Надо еще у них кусачками откусить по два острых угла, чтобы лепестки закруглились. Следует отметить, что стекло для фьюзинга, как и витражное стекло очень легко режется и ломается (раз в 10 – 20 легче!!!) по сравнению с, например, оконным. Так, что если кто имел несчастье резать оконное стекло, то вы будете приятно удивлены… Так что первый навык резки стекла для фьюзинга приобретается в первые полчаса работы ;-).
Вот вырезал бабочку…
Теперь их непрозрачного коричневого стекла режу тонкие (как могу) стебельки этой самой сакуры. Благо, длинные они не нужны…
А вот из янтарного стекла режу полоски толщиной по полтора сантиметра для рамки.
Вот такие получились стебельки. Желательно, чтобы были немного изогнутые (так жизненнее). То, что края острые – ерунда, в печке оплавятся!
А вот нарезанные полоски для рамки.
А это из более темного янтарного стекла тоже элементы рамки.
Это элементы из прозрачного стекла, которые будут лежать под элементами рамки и скреплять ее между собой (после спекания – сплавления в печи).
А это тоже элементы из прозрачного стекла, но они будут скреплять рамку и основной «холст».
А вот эти квадратики из темно-янтарного стекла будут олицетворять собой цифры на часах.
Теперь приступаем к подготовке лещадки (керамического поддона для выкладывания будущего изделия).
Чтобы сплавляющееся стекло не прилипало к этой самой лещадке, пользуются разделительными веществами. Обычно это керамобумага или разделительные порошки.
Если быть честным, то фирмы, все это продающие, изрядно наживаются. Керамобумагу я не покупал из за ее недолгого срока службы (по отзывам – ее хватает на 1 – 2 раза), разделительные порошки (аж из-за «моря-океяна» ;-) – тоже не покупал, поскольку в школе худо-бедно изучал химию, и точно знаю, что два вполне дешевых вещества: мел или гипс до 1000 градусов (даже выше) совершенно не разлагаются! А, значит все означенные дорогие импортные порошки могут быть по своей сути только этими веществами. К тому же они легко потом смываются водой с губкой или моющим средством «Санитарный» на основе разбавленной соляной кислоты. А купить их можно в любом строительном магазине по 5 копеек за мешок ;-). Так, что как в свое время говаривал советский юморист Аркадий Райкин (знаменитая фраза!): «Ох, дурят нашего брата, ох дурят!».
В данном случае я использовал толченный мел (продается в пакетах по 2-3 кг за 20 рублей – хватит на всю жизнь!), который насыпал на лещадку через обычное ситечко (тоже стоит рублей 20 в хозяйственном магазине). Ситечко можно позаимствовать и на собственной кухне – все равно мел или гипс вещи не ядовитые! Промыл под струей воды и можно снова использовать по кухонному назначению ;-).
Вот начинаем выкладывать на посыпанную мелом лещадку будущий шедевр стеклянного искусства ;-).
Предварительно, конечно, просверлил отверстие диаметром 8 мм с помощью алмазного сверла и дрели. Ради бога не покупайте сверло за бешенные тысячи в тех фирмах, где будете покупать стекло! (еще раз вспомните высказывание Райкина ;-). В любом хозяйственном магазине, где есть инструменты оно стоит всего около 40 -50 рублей! Сверло в форме трубочки, на торце которой спрессованный с клеем-наполнителем алмазный порошок. Китаевщина, конечно, но на десяток отверстий хватит – т.е. получается 4 – 5 рублей на одни часы ;-)
Вот здесь я к центру приложил 12-конечную звездочку, по краям лучей которой приклеил 12 квадратиков, заменяющих цифры на часах. Конечно, некоторые гнут цифры из стингеров (тонких стеклянных палочек, которые легко гнутся в пламени свечи). Если честно, то результаты не впечатляют (лично меня). Пусть лучше будут кубики. Естественно, после наклейки кубиков бумагу надо убрать. А звездочку лучше всего сделать в Фотошопе или Кореле за 2 клика. Потом распечатать и вырезать ножницами.
Ну и наклеиваем любым прозрачным клеем типа «Момент» остальные элементы.
Вот такая заготовка на лещадке получилась после наклейки всех элементов. Клея надо брать очень немного – по маленькой капельке на элемент. При спекании клей выгорит без остатка, будто его и не было! Маленькие прозрачные прямоугольнички (будущие капельки росы) можно не клеить – так насыпать.
А еще я «блезиру ради» растолок в стальной ступке немного желтого, красного и оранжевого стекла и через скрученную из куска бумаги воронку (зажимая двумя пальцами выходное отверстие) посыпал цветочки и посредине картины, так сказать для «оживления» пейзажа ;-). Соответственно все соединительные прозрачные стекла находятся под основными элементами. Так сложнее, но конечный результат выглядит благороднее ;-)
Наконец-то завершающий этап. Все это «безобразие» засовываю в свою любимую печку «УПФМ-005», недорогую, простую в управлении, но очень эффективную.
Настраиваю на блоке управления требуемую температуру спекания и время плавного нагрева и запускаю! Три часа идет процесс спекания, потом ее выключаю и иду спать. На следующий день, когда печка остынет естественным путем до комнатной температуры, можно с замиранием сердца вынимать то, что получилось!
А получилось вот что…
Осталось приладить часовой механизм (можно заказать в нескольких интернет магазинах по цене примерно 60-80 рублей (немецкий – 150 рублей).
Теперь можно повесить на стенку, немного полюбоваться, потом горько вздохнуть, снять со стены, упаковать в коробку и отправить заждавшемуся покупателю ;-)
А вот такая у меня получилась коробочка (по принципу стен в дурдоме в комнате для буйных), чтобы часики в дороге не дай Бог, не треснули ;-).
Вот и вся технология… Сложно?
И еще – со стеклом работайте обязательно в очках! Если вы не носите очки, то купите опять же в ближайшем хозяйственном магазине рабочие защитные очки за 30 – 40 рублей с простыми стеклами. Мало ли что иногда может отлететь при ломке стекла!
Удачи!