Фарфор. Фар-фор. Фыр-фыр, как называют его у меня в семье. Какие ассоциации у простого, не отягощенного хобби, обывателя вызывает это слово, фарфор? Ну, кружка, тарелка, блюдо, ваза, изобретен в китае, если стукнуть палочкой – звонко поёт. А словосочетание – холодный фарфор? Заморозили тарелку? И только у продвинутых и задвинутых данное словосочетание сразу ассоциирует нечто мягкое, из чего можно лепить и что удачно получается один раз из пяти.
Вообще, самодельный холодный фарфор призван развивать смекалку и суеверность. В процессе знакомства с ним, у меня появилась гипотеза, что этот шайтан-пластилин был изначально проклят далёким и злобным шаманом в грязном исподнем и с жидкой бородёнкой. В полнолуние, крадучись и пригибаясь, он вышел на середину заброшенного поля конопли, развел костёр и бросая в хилое пламя тщательно сбереженные за год обстриженные ногти и кручёные в шарики козюльки, прокричал самое страшное проклятие, по которому у одной и той же хозяйки, стряпая фарфор из одних и тех же материалов - нет никакой уверенности в результате. Конечно, я нахожу каждый раз объяснения, конечно! - микроволновка переварила, крахмал отсырел, звёзды стояли раком, клей разливали китайцы в опиумном притоне или капля пота с носа в кастрюльку с фарфором пала... я пытаюсь объяснить не объяснимое, но глубоко в душе я всегда помню о зловредном влиянии сожженных некогда ногтей и козюлек... и каждый раз, приступая к варке фарфора, скрещиваю пальцы на ногах..
Но как же оно затягивает!
Не успевает закончиться кусман очередного вымученного фарфора, как бегу я, спотыкаясь, мешать клей с крахмалом, крахмал с содой, соду с уксусом, уксус с пельменями, пельмени с водкой, водку с перцем, перец с солью, соль с мукой и потом гуашью раскрашиваю, потому как тесто соленое шаман проклясть не успел! И скажем ему за то спасибо...
Первый раз я сварила фарфор по лайт рецепту. Без клея. Помните? Сода, крахмал и вода. Чудненькая масса получилась! Правда! Да, всё, что бы я из неё не состряпала – потрескалось сразу и решительно, хотя, вздумай сейчас я делать что из этой мастики, наверное бы совладала.. не знаю. Раньше и опыта не было и знаний, только щенячье любопытство и лозунг: «А чо будет, если..?» Лозунг и сейчас актуален, но за те несколько месяцев, что варюсь я на этой кухне, появились и кой-какие навыки))
Второй раз – картофельный крахмал и пва непонятного разлива. Вышел из кастрюльки адов серый кус, источающий аромат кислятины. Как то я его мучила, месила, резала и пилила, путнего не добилась и решила обождать оказии в Екатеринбург (далее просто Ёбург), что бы забогатеть кукурузным крахмалом и клеем с таинственным ДэДва, а то и ДэТри.
В третий раз, купив долго искомый крахмал, прямо на кухне брата, прогуляв лекции, наварила фарфору. Фарфор получился благородно кремового цвету. Прямо таки фарфор – брюнет. Где та обещанная всеми белизна и прозрачность?! Вот тут циферки из него. Ничем не крашен, а цвет имеет..
А вот четвертый раз стоит того, что б остановится поподробнее. В этот день я купила клей с ДэДва! Фирмы Henkel! 85 рублей за 200 грамм. Трепетно и нежно прижимая драгоценный бутылек к тому, что раньше было грудью, примчалась домой скорей варить ПРАВИЛЬНЫЙ фарфор! Из правильного клея с правильным крахмалом! Вазелиновое масло, глицерин и лимон уже были. Всё сделала по фен-шую, от рецепта не отступила ни на грамм, не доверяя счетчику микроволновки, громко отсчитывала секунды и свирепо мешала приятную на вид и нюх массу. То, что масса была далеко не белой меня, конечно, смутило, но ненадолго. Буквально через пару минут неожиданный цвет фарфора меня волновал уже в последнюю очередь.. Потому как, вытащив в последний раз миску из микры, вывалив на смазанный кремом стол замазку и пару раз пожамкав её, я получила кусок резины. Ярко-желтой, блестящей, намазанной кремом нивея, что б её.. РЕЗИНЫ!
Пошатываясь от горя и шепча предложения, из которых приличными были только запятые, сунула резиновую палицу в контейнер, контейнер в свой короб с необходимостями и поехала на работу. В тот день я работала в Красноуральской аптеке с обеда.
Приехала, села у кассы, торгую помаленьку и грущу невмерно.. и не лепится мне и не красится и крокодил не ловится и кокос засох…. Сотрудники по одному, от санитарки до шефа, в отдел заглядывают, любопытничают, чего я новенького настряпала (обычно по приезду я хвасталась), а тут сижу тихо, как мышь, судорожно вздыхая.
Наконец в отдел зашел шеф, мол, чего стряслось? Я, открыв контейнер, ему показываю, видишь, горе какое? А шеф, ткнув солнечную болванку мизинцем, и спрашивает: «А что не так? Симпатичный такой… каучук..", чем вызвал моё отчаянно-визгливое: "А должно быть как пластилин!". Шеф ещё раз ковырнул ногтем неподатливое нечто, похмыкал и ушагал обратно, где на вопрос заведующей, слышу – отвечает: «Да каучук у неё какой-то не такой сварился, не знаю, не пластилиновый какой-то каучук, иди сама спрашивай, там горе вселенское».
Так прошла смена. Я грустила, читала подробнейшее описание клеёв для фарфора (а где раньше были глаза с мозгами? и не спрашивайте), опознала в одном, под которым было написано: «Осторожнее с ним, постоянный перевар и желтизна» своего столярного клея с вожделенным Д2.. ругнула себя опять и по маме и по папе. А приехав домой выложила фиговину перед супругом со словами: «Вадим, помогай, втаптывай в ЭТО крем, должОн помягчеть!» Супругу что, трудно любимой жене угодить? Засучил рукава и приступил к «втаптыванию». Муж кряхтит, стол скрипит, фарфор пищит...попробуй втапчи крем в автомобильную покрышку…
Трудится супруг, аж жилы на руках буграми и вены на лбу – любо дорого посмотреть, но через некоторое время, гляжу – заоглядывался, в ясных синих очах смущение… что, дорогой, спрашиваю, не втаптался? Да как тебе сказать, отвечает, технически - втаптался, крем и снаружи и внутри, но вот что ты с эдаким крошевом делать будешь, вопрос.
Вся эта желтая болванка, под энергичными действиями моего мужа, раскрошилась на миллион намасленных кусочков, будто кто желток страусиного яйца для салата приготовил.
Вадим, пожав виновато плечами, пошел умывать руки, во всех смыслах, а я смела крошево в миску, бухнула туда обычного ПВА и села перед телевизором с миской на коленях, пальчиками кусочки резины в клею растворять. К концу новостей на первом, в миске уже лежала, пусть ярко желтая, но вполне симпатичная масса холодного фарфора. И с тех самых пор я перестала бояться этого страшного слова – ПЕРЕВАР. Ну, перевар, ну и ладно, чо… раскрошим, на терке потрем,
через мясорубку пропустим, клею добавим, хорошенько вымешаем, и фарфор получим какой хотели.
Следующий этап моих приключений – это добиться, что б при высыхании изделие не шло трещинами. Мне не нужны сказочные и ужас какие правдоподобные цветуи, не нужна гибкость высохшего фарфора, наоборот, мне нужно что б он становился твердым, крепким и без трещин. После некоторого количества экспериментов, я остановилась на касторовом масле. Его я использую вместо вазелинового. Половина объема (отмеряю кружкой с отбитой, на колчаковских фронтах, ручкой, в неё 350 мл жидкости входит) детская присыпка, половина – крахмал (любой, все равно крашу) и смесь клеёв. Любимый мой столярный желток, примерно трёть объема, пару булек (наклоняем бутылку на кружкой и считаем сколько раз клей скажет своё тягучее: "Бульк") супер пва, если есть супер пва с Д3, его тоже булькну и до верху обычного универсального. Шпажкой помешала, в миску к крахмалу с присыпкой, туда же, меряя опять же святым quantum satis (столько, сколько нужно, на глаз) касторка, глицерин, лимонка.. Шпателем вымешиваю до исчезновения комочков и в микру. Секунды не отсчитываю, стою, медитирую под гудение печки и когда толкнёт в печень – пора! вытаскиваю помешать. Не переварила – умница, переварила – не беда, даже больше фарфора получится.
Тут забавный случай получился. Дело было в воскресенье. Я, как всегда, на работе, на улице ливень, в аптеке слышно как лампы гудят и комары скандалят. А больше никого. Я сижу, что-то тихонько стряпаю, замечаю, что фарфора осталось пшик, решила сварить, пока нет никого. Намешиваю ингредиенты, уже всё намешала, не хватает лимонки. Перерыла закрома, перетряхнула каждую баночку, нету лимонной кислоты! И лимон съели третьего дня, и послать гонца нет возможности в связи с полным его отсутствием и аптека не та, которую можно закрыть на пару минут и упрыгать в ближайший магазин (что в Кушве я изредка и делаю, когда совсем желудку скучно, а едой заранее я не озаботилась), короче – караул. В рецепте ведь не просто так лимонная кислота указана, не прихоти ради, а пользы для, что б не скисло драгоценное варево. Когда первая злость на саму себя прошла, я начала усиленно соображать, что б такое затолкать в миску, что обладает антисептическими свойствами и одновременно не вредит фарфору. Мне бы растолочь таблетку аспирина (самое простое), но бурлящие извилины даже не допустили к всплыву такой банальности, а надумала я налить тетрабората натрия. А что? Антисептик, да ещё на глицерине…и стоит прелестно, восемь рублей. Взяла я пузырек и недрогнувшей рукой шарахнула тетраборату от души. И вот когда последняя капля упала в будущий фарфор, ярким неоновым светом вспыхнула у меня перед глазами жуткая надпись: ХЕНДГАМ!
И ведь помнила до того о сочетании клея ПВА и тетрабората, но вот заклинило в самый неподходящий момент. Не успела я душераздирающе завопить, а масса в миске уже свернулась в огромный, серый хендгам. Со всеми полагающимися хендгаму свойствами. И течет, и рвётся, только что от стен не отпрыгивает.
Ну и что с ним делать прикажете? Да ничего, пошла варить. Пробовали варёный хендгам? То-то же…
Если нормальный фарфор при варке становится всё гуще, то с тетраборатом происходила обратная реакция, при нагревании масса стала жидкая-жидкая
и страшно горячая, а чуть остыв - свернулась в резину. И такую резиновую резину, которую мои пальцы разорвать не смогли.
На помощь пришла мясорубка. Ну дома уже, это понятно, откуда в аптеке мясорубке взяться. Прокрутила вместе с клеем на пару раз и получила совершенно замечательную массу.
Она не такая как фарфор классИк, она..она другая. Более мокрая, но не липкая, не тянется, а рвётся (тут она верна хендгамному прошлому), но раскатывается в микронный блин, при смешивании с нормальным фарфором - улучшает его. Сохнет медленнее, усыхает сильнее чем обыкновенный, но если накапать в неё краски, любой, то усыхание не такое зверское. Кстати, тоже самое относится и к фарфору без тетрабората. Причем, если добавить в массу столярного ПВА – она опять начнёт стремиться к резине. Короче, теперь фарфор с тетраборатом у меня официально узаконен. Я его регулярно стряпаю. Перед варкой некоторое время играюсь с хендгамом, потом варю, мясорублю с клеем и наслаждаюсь результатом.
Всем спасибо за внимание и удачи с фарфором!
ВСЁ!