Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другие названия техники — воскография, гратография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. И сегодня я хочу и вас, мои дорогие друзья, приобщить к этой прекрасной, волшебной технике.
Автор: Татьяна Сорокина. Автор техники декоративно-прикладного искусства "Пейп-арт"
Итак, для картины "Инки" в технике яичного граттажа нам понадобятся следующие материалы:
1. Плотный гладкий ватман или картон. Тонкий не подойдет, он будет рваться при процарапывании рисунка.
2. Тушь черная (хотя используют и коричневую, зеленую, синюю), кисть мягкая толстая и кисть тонкая для заправки недочетов. Тушь ни в коем случае не разводить водой! Иначе она размоет яичный слой.
3. Широкая плоская кисть и лоток, в который вы будете сметать отцарапываемую краску.
4. Инструменты для процарапывания рисунка могут быть разными, это зависит от величины работы и какие фрагменты вам нужно высветлять. Я в основном пользуюсь пустой капсулой от гелевой ручки, ее можно не вынимать из самой ручки, будет еще удобнее работать.
5. Еще понадобится яичный желток, отделенный от белка сырого яйца и процеженный сквозь чайное ситечко. Не поленитесь процедить желток, иначе в нем может остаться белковая пленка, которая испортит вам работу. Желток хранить в холодильнике в закрытой таре.
6. Акварельные краски или краски для батика. Эта работа окрашена с переходом цветов радуги, цвета могут быть бледными или насыщенными, нельзя использовать темные цвета, они не будут видны. Такие работы окрашиваются спонтанно:пятнами, полосами, квадратами и т.д.
Итак, мы взяли картон, раскрасили его акварелью и высушили. Затем взяли мягкую широкую кисть, яичный желток и аккуратно покрыли желтком весь лист. В отличии от воскового граттажа, яичный можно сушить на теплой батарее. Когда высох первый слой яичного желтка, проверьте пропуски и окрасьте их желтком. Старайтесь хорошо растирать желток, иначе могут образоваться трещины. Кистью пользоваться только СУХОЙ! Если нужно кисть помыть- хорошо вытрите ее или замените сухой, не допускайте попадания воды.
На высохшую поверхность наносим тушь. В этом случае нельзя тушь заменять гуашью (допускается акрил, но мне не понравилось с ним работать), тушь,так же, ни в коем случае не разводить водой! Можно накладывать несколько слоев туши, на хорошо высохший предыдущий слой. Самое хорошее отличие яичного граттажа от воскового, это то, что он совершенно не пачкается!
Переводим выбранный рисунок на картон. Для этого можно воспользоваться светлой копировальной бумагой или, как я, мелом. Тыльную сторону распечатки с рисунком натираем мелом, приклеиваем картинку бумажным скотчем (он не повреждает поверхность) и прорисовываем рисунок ручкой.
Рисунок на работе проявится или полосками мела или углублениями, которые не сложно процарапать по контуру. Берем инструмент для процарапывания и аккуратно проводим им по полученному рисунку, снимая слой туши и желтка. Линия получится яркой за счет нижней краски.
Счищенную краску сметайте широкой кистью в подготовленный лоток.
Контур выцарапали, начинаем продумывать, что останется темным, а что будет светлым. Этим же инструментом ( пустой капсулой гелевой ручки) некоторые линии процарапываем шире или , оставляем тушью только тонкие линии, а остальное счищаем (как в змее).
Так, по-моему, интереснее... Эта фигура в центральной части нашего листа должна быть немного ярче, чем ее обрамление.
Начинаем обрамление центральной фигуры. Инки охотники и центральная фигура это отображает, потому я решила, что вокруг будут животные. Для разнообразия я решила не делать просто рамку, а немного более сложное обрамление из фигур животных и плакеток.
Если центральную фигуру я переводила с картинки, то обрамление где-то срисовываю, где-то придумываю, но рисую сразу стержнем ручки. Не бойтесь ошибок, все затем можно исправить.
И вот уже вырисовывается вся композиция...
И вот уже работа "Инки" готова. Если вы заметили, то она немного изменилась в цвете. Мне не понравился переход цвета от центральной фигуры на боковые и я, при помощи белой гуаши, тонкой кисти и акварельных красок немного исправила ситуацию. Еще раз повторяю: не бойтесь ошибок! Все ошибки легко исправить при помощи тонкой кисти, черной туши или цветной гуаши.
Удачи вам и вдохновения!
А для вдохновения я покажу вам сейчас работы моих учеников.
Это "Кот с планеты Альдебаран", выполнен моей дочерью Аней ещё в 1997 году, в возрасте 14 лет.
"Полёт" Богдан - 8 лет.
Злючка" Богдан - 8 лет.
Заколдованный замок " Вика - 13 лет.
"Жарко!" Саша - 7 лет.
"Таинственный Восток" Вика - 13 лет.
Раннее утро " Андрей - 12 лет.
"В дальние края" Олег - 8 лет.
"Утренняя песня " Маша - 7 лет.
"В гостях у бабушки" Саша- 7 лет.