Точная дата рождения ковроткачества неизвестна. Но точно известно, что этому древнему ремеслу не менее двух с половиной тысяч лет. Оказывается ковры упоминались уже в ветхом завете! Однако известно, что зародилось искусство ковроткачества в Персии.
Для изготовления ковров ручной работы на раму из дерева натягивали прочные хлопковые нити, ил как их еще называют - нити основы. И дальше начиналось самое интересное: две соседние нити основы обвивались пряжей и завязывали рабочую нить в узелок. Узелки вязали один за другим, постепенно вплетая в узор новые нити. Для закрепления каждого ряда использовали поперечную нить - её называют уток. Затем плотно вбивали специальной колотушкой для уплотнения ковра и подравнивали ворс.
Сложно представить количество узелков в одном ковре! Хоть это и зависит от плотности вязки, но на участке размером 10 на 10 сантиметров, их должно быть не меньше двух тысяч, иначе получится редкий ворс. На ковре большого размера счёт узелкам идёт уже на миллионы. Сколько же времени понадобится чтобы соткать один ковер? Опытные мастерицы за день вяжут по восемь тысяч узлов. Если размер нашего ковра два на три метра, то их придется завязать миллион двести тысяч! Это почти полгода работы!
Около 200 лет назад Француз Жозеф Мари Жаккар изобрел жаккардовую машину. Вы удивитесь, но этот самый первый в мире станок с программным управлением. Алгоритм переплетения нитей в ковре записан на ленте из тонких картонок с дырочками. Это перфокарты и дырочками на них выбит узор. Но как этот шифр считывает машина?
Цветные нити продевают в ушко аркат. Арката привязана к крючку, а крючок к игле. Эта игла и считывает узор с карточки. Когда игла застревает в дырке - крючок поднимается вверх, а вместе с ним и цветная нитка. Образуется зев, через который пропускают уже поперечную уточную нить. Всё что под утком - это изнанка ковра. В узоре участвуют только нити оказавшиеся сверху. Но, даже на таком станке, за день можно было соткать всего 30 сантиметров полотна. Если бы ковры до сих пор делались на таком станке, то стоили бы они баснословных денег.
Однако, благодаря современным технологиям, мы можем купить ковры и ковровые покрытия очень хорошего качества за вполне приемлемую цену. Вы можете подобрать себе ковер, не выходя из дома, например, в интернет-магазине центр ковер, и, будьте уверены - вы получите ковер, который украсит вашу квартиру.
Современный ткацкий станок – станок 21 века, похож на огромную швейную машину, в которую заправлена почти 13000 катушек с нитями. На изготовление одного ковра уходит тридцать километров нитей!
На шпулярники (так называются стеллажи для бобин с нитями) бобины надевают по сводам: один цвет – один свод. Последовательность цветов строго соблюдается. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос переместимся в мастерскую к дизайнеру и посмотрим как создается рисунок. Узором для ковра может стать даже фотография. Например, портрет любимого начальника, или даже президента. Программа разбивает любой рисунок на точки. Точка - это один узелок на ковре. В каждой клетке записаны координаты по которым ткацкий станок находит катушку с нужной ему нитью.
Цветные нити, как и в старинном жаккардовом станке, проходят через аркаты. Кто же ими управляет? Те же самые перфокарты, только уже не картонные, а электронные. Они и подают сигнал: поднять аркату с нитью того цвета, который заложен в узоре. Один узел, второй, третий... В этот момент поперёк полотна прокидывается нить утка. Две иглы вылетают навстречу друг другу, как клинки в фехтовальном поединке. Поэтому их и назвали рапирами.
Кроме утка, чтобы закрепить узел, в полотно вплетаются ещё хлопковые нити основы. Готовое полотно укладывается на тележку. За 8 часов работы набегает длина 250 м. Это примерно двадцать один ковер за час. Выходит один ковер всего за 3 минуты.
Далее предстоит еще одна важная операция. В огромной цистерне на фабрику привозят латекс - натуральное сырье, из которого делают резину. Он нужен чтобы ковер не развалился во время эксплуатации.
Латекс нагревают и наносят валиком как краску на оборотную сторону ковра. Затем полотно разрезают вдоль и отправляют в сушильную камеру. Пестрая лента проходит через целую систему валиков: за это время латекс застывает и закрепляет все узелки с изнанки. После сушки ленту режут на ковры. Чтобы края не распушились их обметывают оверлоком, пропуская вместе с нитью еще и леску для прочности.
Некоторым коврам делают стрижку: подрезают ворс. Так получается не только цветной, но еще и рельефный рисунок. Такой ковер называется скульптурным.
Ну вот и всё! Осталось только упаковать ковер!