Написано "по заявке" и чуть-чуть вне плана. Кратко об особенностях съемки объективами с переменным фокусным расстоянием, и о том что значат некоторые умные слова в фотообзорах. :) Я долго думала, как написать об этом. Ведь избежать нагромождения терминологии в этом вопросе сложно. В самом деле, где вы видели рассказ о фототехнике без умных слов? Ага, вот и я о том. Но, сделаем ход конем, это будет рассказ не о фототехнике, а о том, как я купила себе объектив и что из этого вышло.
Авторы: Ket Kristelstein, Lena Fedotova
Сайт:
Я безумно люблю фотографировать, особенно людей в формате репортажа .
Люблю тихонько наблюдать и хватать за хвост моменты: мысли, эмоции, чувства...
Как и у большинства обычных пользователей моим первым объективом был тот, что входил в комплект к фотоаппарату.
Он был всем хорош, но с фотографиями в моем любимом жанре... увы, было сложно.
Сами понимаете, тыча в лицо объективом, запечатлеть чей-то портрет так, чтобы человек не позировал, задача трудновыполнимая.
Т.е. мне нужен был объектив, который позволил бы мне стать чуть-чуть папарацци и делать портретные фотографии из кустов с некоторого расстояния.
С выбром я не торопилась и долго изучала обзоры, сравнения, искала пользовательские отзывы и фотографии.
По итогам изысканий составила список предпочтений.
Купила, по воле обстоятельств, не номер один в списке, но и далеко не последний: Sigma 70-300mm F 4-5.6 DG APO Macro.
(Что значит вся эта куча букво-циферок я расскажу ниже)
Надо было видеть мою блаженную улыбку и то как важно я выплывала на улицу прижимая к груди фотоаппарат с новым увесистым объективом.
Моя первая фотосессия:
- Ого! Вот это да! Ух ты! Что еще сфотографировать?!
Дома уныло чертыхаясь я повыкидывала большую часть фотографий.
Новые фотосессии озадачили новыми "открытиями". Радовало главное - мечта юного папарацци сбылась - портреты получались бесподобные.
И, дабы не переливать из пустого в порожнее, расскажу о своих впечатлениях на примере двух объективов.
Nikkor 18-55mm F 3.5-5.6G ED
Sigma 70-300mm F 4-5.6 DG APO Macro
О том, что означают буквы в названии объектива можно прочитать
Добавим немножко терминологии.
Цифры 18-55мм и 70-300мм - это фокусное расстояние.
На практике мы будем иметь сдедующее.
Первым объективом(18-55мм) можно фотографировать очень близко, практически вплотную.
Ужасно удобно для съемки маленьких вещей: одной рукой поправляешь и укладываешь, другой - фотоаппарат держишь.
Вторым же, чтобы хоть что-то сфотографировать, отойти от объекта потребуется как минимум на метр. А если объект крупный...
Словом, если место есть, то все получится, но придется здорово побегать.
Мне, к примеру, пришлось отказаться от съемок на любимом подоконнике - отойти некуда, а с возвышенностей, вроде стула, картина открывается совсем иная, далеко не всегда соответствующая задумке.
Кроме того угол обзора у них совершенно разный.
Возьмем лист обычной бумаги. Сделаем наглядное пособие. :)
Из первого я сложила веер:
Веер, его широкая часть, схематически показывает угол обзора: то что мы видим, глядя в видоискатель фотоаппарата. Прозрачное колечко и цифра 18 - это минимальное фокусное расстояние.
Вот такой получается пейзаж:
На другом объективе минимальное фокусное расстояние 70 мм, угол обзора сокращается.
Фотографируя тот же пейзаж, стоя на одном и том же месте, мы бы смогли запечатлеть, условно, вот такой кусок первоначального пейзажа:
Следующие цифры в названии объектива 3.5-5.6 и 4-5.6 показывают светосилу объектива.
Чем меньше первая цифра, тем больше светосила.
Понятие сложное.
Чтобы получить общее представление предлагаю простой эксперимент.
Помните, как в детстве вы прикладывали к лицу руки изображая бинокль? Вот сейчас проделаем тот же трюк, только у нас будет подзорная труба. :)
Посмотрите в колечко из одной руки на предметы в тени и на свету, близко и далеко. Потом сделайте "подзорную трубу" длиннее второй рукой. И снова посмотрите на те же предметы, попеременно: то через колечко из двух рук, то через одно. Вы обязательно уловите разницу в количестве света, которое добирается до вашего глаза.
Что-то такое происходит и внутри объектива.
Способность объектива хорошо пропускать свет позволяет делать четкие фотографии без штатива и ковыряния в настройках в условиях плохой освещенности. Эта величина меняется в зависимости от того, что и как мы фотографируем, что как раз и показывает опыт с подзорной трубой.
Об основном, пожалуй, все. Вернемся к началу.
После первой фотосессии объективом Sigma 70-300, я выкинула большую часть фотографий, т.к. они были совершенно размытые или вполне себе четкие, но не там, где надо.
Основная причина - дрожание рук.
Опять берем лист бумаги и проводим опыт. Скручиваем его в трубочку, беремся за нее двумя руками и смотрим. Ну, например, на монитор, на эти самые буквы.
Сидим и смотрим какое-то время.
Легкое подрагивание заметили?
Всё - достаточно!
Это только бумага, а фотоаппарат с объективом весят не меньше килограмма.
В общем, без штатива - подрагивание неизбежно. И чем больше фокусное расстояние, т.е. чем больше мы увеличиваем далекий объект, тем больше это подрагивание влияет на результат.
Один из способов уменьшить дрожание снимая без штатива: фотографировать на вдохе или выдохе, т.е. не дышать в момент нажатия кнопки. Если есть возможность, то можно зафиксировать фотоаппарат на коленях. Или опираться руками/локтями на грудь. А еще, хорошо не "целиться" слишком долго - руки устают.
Читаяе фотообзоры, можно встретить такие понятия как "шумный/тихий" и "быстрый/медленный".
Первое - звук, который издает объектив скручиваясь и раскручиваясь при фокусировке. Одни работают тихо, другие заметно шумят.
Оценка шумности - понятие субъективное. Кому-то мешает - кому-то нет.
Быстрый или медленный - это скорость, с которой объектив фокусируется на объекте.
Для фотографий неподвижно лежащих рукоделок значения не имеет. А вот если помимо рукодельного, есть необходимость бегающих деток фотографировать, то заснять нужный момент медленным объективом сложно.
Подведем итоги.
Небольшие фокусные расстояния, как в случае с объективом 18-55, удобны для съемки мастер-классов с собственных рук, узоров и деталей.
Мой 70-300мм, например, для тех же целей не всегда подходит или не особенно удобен: то без посторонней помощи не обойтись, то слишком далеко бегать приходится.
Но прекрасно подходит для фотографий не призванных передать технические детали, а так, для красоты. Он дает очень сильно размытый фон. Ну и если вспомнить о портретах, то этот объектив самое то для съемки вязаных вещей на "тушках".
Очень надеюсь, что всё написанное выше поможет увереннее читать технические характеристики, справиться с новой техникой и запечатлеть множество неповторимых моментов. :)
Впереди еще несколько выпусков с общими понятиями и серия выпусков по фотографированию конкретных, больших и маленьких предметов. Есть в планах и рассказ о том, как фотографировать на продажу.