Автор: Островская Елена
Каждая мастерица, освоив азы декупажа стремится к более сложному, мечтает о спецэффектах...Первым на пути каждой из нас встречается коварный мачо по имени "Кракелюр"- парень капризный и избирательный - то ему влажность воздуха не та, то поверхность подкачала, то лак, то краска.... Я буду писать только о собственном печальном и счастливом опыте, только о тех, кто лично встретился на моем пути.
Итак, серия 1: СЭР ОДНОШАГОВЫЙ.
Сначала общие принципы работы: наносится между двух слоев контрастных красок, рисунок зависит от того, чем нанесли - губкой или кистью (см. фото).
Обязательно надо учитывать, что:
- - при наложении верхней краски нельзя дважды проходить по одному месту (трещинки появляются очень быстро и краска может их "забить" ;
- - Верхний слой краски должен быть ТОЛЬКО матовый (не глянцевый и не блестящий /металлик) - тогда трещинок не будет.
От толщины слоя кракелюра зависит величина трещин: чем толще слой- тем крупнее трещины. Последовательность работы: краска - кракелюр - краска. При обратном декупаже: кракелюр - краска - краска.
1. Krakelee Medium от Marabu. Достаточно неприхотлив, трещинки появляются всегда.
Слой краски, сушим, кракелюр сушим до "отлипа" - не растекается и отлипает от пальца, но тыкать часто для проверки не нужно - останутся следы, контрастный слой краски. Сверху после полного высыхания можно покрывать любым лаком.
Образец.
2. Кракелюрный лак № 742 (артикул № 5920742) Medium, выпускается в серии материалов IDEA. На водной основе.
Чем хорош: без какой-либо грунтовки наносится на любую поверхность (холст, бумага, картон, дерево, штукатурка, гипс, камень, ткань, пластик, керамика,металл/исключая оцинкованное железо
Лак наносится непосредственно на декорируемую поверхность (без первого слоя краски), т.е. цвет образовавщихся трещин - это цвет декорируемой поверхности.
Наносить не слишком толстым слоем и тоже сушить до "отлипа"
3. В этой же серии лак № 743 - баночка такая же, но с другим номером. Красим, сушим, наносим плоской кистью равномерным слоем лак, через 30 минут наносим слой контрастной краски.
4. Crackle Medium от фирмы Folk Art Plaid 695. Капризный. Очень внимательно нужно следить за сушкой. Второй слой краски наносится когда будут отсутствовать лужицы (мокрые следы). Трещины идут сразу же.
Главное не пересушить. Но поймать этот момент достаточно трудно: Пересохнет - трещин нет, не досох - кисть тянет за собой лак.
5. Лак Creal Crackle Голландия. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ: можно получать трещинки образца "одношаговые" и "двухшаговые" в зависимости от применения. Состоит из двух компонентов (1 и 2).
Для одношагового: краска, шаг 1 наносим тонким слоем, ждем когда высохнет (мин. 30-40), наносим контрастный слой краски, снова дать изделию подсохнуть: здесь ГЛАВНОЕ НЕ ПЕРЕСУШИТЬ!. Далее перпендикулярно первому шагу наносим шаг 2.
Можно ускорить высыхание лака феном. Пользоваться этим лаком НЕ СЛОЖНО, трещинки получаются четкие, подходит для новичков.
6. Лак кракелюрный "Cracking Varnish" фирмы DECOLA. производство С.-Петербург. Очень хороший. На водной основе, используется на различных поверхностях (холст, картон, стекло, дерево, кожа). Изделие выдерживается до полного высыхания первого слоя краски - не менее 1 часа. Лак наносить в одном направлении кистью или спонжем
Контрастный слой краски наносить через 2 часа. Этот лак боится, когда его покрывают сверху лаком на водной основе (как и Обнинский) - дает желтизну и комочки. С алкидными лаками проблем не возникает.
7. Лак кракелюрный "Cracking Varnish" фирмы Таир. Все характеристики, такие же, как и у предыдущего лака. 2-ой слой краски тоже наносят через 2 часа, для ускорения процесса второй слой краски можно просушить феном
Образец.
8. Кракелюрный лак фирмы "ANTIK -technic" По своим характеристикам и поведению похож на 1. Движение кисти определяет направление трещин. Сушим до "без мокрых пятен".
Теперь из народного творчества "кракелюр подручными средствами".
9. Про ПВА писала и замечательно показывала Любовь Самошенкова, но я хочу показать способ второй.
Краска - сушим. Для второго слоя краски смешиваем в одинаковых пропорциях клей ПВА и акриловую краску (50х50).
Наносим кистью на предмет, чуть-чуть подсушиваем естественным способом (мин 10-15), затем досушиваем феном.
10. Яичный белок. Также многое знают. Наносим первый слой, хорошо просушиваем, если поверхность пористая (дерево, например), наносим лак, чтобы белок не впитывался, сушим. Далее густым слоем в хаотичном порядке наносим яичный белок и сушим естественным способом до полного высыхания.
Фен не применять! Далее - контрастный слой краски, кисть держать "лежа", наносить очень аккуратно, чтобы один мазок не заходил на другой. Сохнет естественным способом. У меня этот способ получается всегда, но целесообразности его использования я не вижу.
11. Гель для стирки. Вычитала в интернете и не поленилась применить. Результат ниже. Гель чем концентрированнее, тем лучше, наносим плоской кистью довольно густо. Поверх - СИЛЬНО разведенную краску (на не высушенный гель) кисточкой "лежа", сушим.
Сохнет ОЧЕНЬ долго, фен улучшения не дает. У меня ЭТО сохло сутки.
12. А это - столовый 9% уксус. Результат, как пересушенный кракелюрный лак, нанесенный губкой. Но раз в интернете писали... На хорошо просушенный первый слой краски нанести второй и подсушить (но не до конца). В уксусе пропитать губку и аккуратно прикладывая прочмокать. Краска, расползается. Но, на мой взгляд, кракелюром ЭТО можно назвать с большой натяжкой - эффект свернувшегося молока - сеточка тончайшая - практически отпечаток рисунка губки.
Конец первой серии. Продолжение следует. В следующих сериях смотрите: двушаговый коварный и прекрасный, способы затирки и др.
Всем, кто досмотрел до конца - привет. Очень надеюсь, кому-то будет полезным!
Комментарии (1)
Спасибо за информацию. Буду теперь если что, вооружена.На днях, в преддверии праздника, купила кракелюрный лак с интересной инструкцией-разводить в соотношении 1:2 с моющим средством(жидким мылом) без кремовых добавок и чем больше количество жидкого мыла-тем больше трещин получится. Завтра буду пробовать. Если вам такое встречалось-расскажите получился резутат.