Сегодня я хочу поделиться своим опытом в изготовлении панно в технике «терра». Для тех, кто не знаком с этой техникой, несколько слов о ней.Особенность техники «терра» заключается в том, что материалы не наклеиваются на основу, а вдавливаются в раствор, нанесённый на основу. Слой накладываемого раствора может быть как достаточно толстым, так и тонким. Всё зависит от того, какой материал вы будете использовать. Материал можно использовать как искусственный, так и природный. Если вы используете природные материалы – они обязательно должны быть высушенными (но не утюгом!). Можно использовать и объёмные элементы, такие, например, как орех каштана, в этом случае рекомендуется крепить их к основе тонкой проволокой.
Автор: Любовь Данилович
Материалы, необходимые для работы:
( перечислю именно те материалы, с которыми работала я, а в скобках напишу то, чем их можно заменить)
- Затирка для плитки (цемент, шпатлёвка, плитонит)
- Песок речной (любой, можно с мелкими камушками)
- Клей ПВА
- Кусок ДВП размера вашей рамки (лучше оргалит или фанеру)
- Грунт – аэрозоль
- Краска в баллончике (акриловая или гуашь)
- Рамка
- Природные материалы: шишечки туи и ольхи, листья пальмы, стебли хвоща, ячневая крупа
- Посуда для раствора (желательно одноразовая)
- Пластиковая ложечка
- Пульверизатор с водой
- Зубочистка или тоненькая палочка (для вдавливания мелких деталей)
На фото только не хватает крупы.
Можно на листе бумаги или картона выложить основные направления нашего коллажа, так будет легче подобрать по размеру нужный материал и «нарисовать» будущую картину.
Вырезаем нашу основу по размеру рамки. Затем наносим грунтовку для лучшего сцепления раствора с основой. Затем вставим основу в рамку и очертим карандашом по периметру рамки ту часть, которая будет видна.
Основа готова к нанесению раствора.
Готовим раствор:
1. в равных пропорциях смешиваем песок с плитонитом (цементом, шпатлёвкой), у меня было примерно по половине стакана, т.е. получился стакан. Песок нужен для того, чтобы раствор в процессе сушки не потрескался. Я с этим столкнулась в первой своей работе, когда песок не добавила.
2. в равных пропорциях смешиваем клей ПВА и воду (здесь объём должен быть меньше примерно в два раза, чем в пункте 1)
3. разведённый клей постепенно вливаем в сухую смесь до консистенции густой сметаны. Раствор не должен растекаться.
Наносим раствор на подготовленную основу.
Разравниваем при помощи ножа или ложки – как кому удобней. Ту часть, которая за карандашной линией оставляем не тронутой. Здесь слой раствора примерно 5 мм.
Теперь пластиковой ложечкой придаём рельеф, соответствующий нашей композиции.
Начинаем укладывать, вдавливая в раствор, наши элементы.
В процессе работы нужно следить, чтобы раствор не засыхал, для этого под рукой должен быть пульверизатор с водой.
Бывает, что нечаянно заденешь раствор и нарушишь весь рельеф.
В этом случае берём ложечку, смачиваем её в воде (обязательно!), и мокрой ложкой подправляем наши огрехи.
Подравняли.
Элемент за элементом, шишечку за шишечкой. Когда я поняла, что шишки плохо держатся, с нижней стороны я у них немного общипала чешуйки, как бы сделала плоской нижнюю часть (ту, которая в растворе).
Крупу просто насыпаем, и сверху чуть - чуть приглаживаем МОКРОЙ ложкой.
Вот что получилось. Теперь на сутки оставляем сушиться.
Высохло.
Наносим грунт (аэрозоль). После нанесения грунта видим, что шишки не прокрасились, тоненькой кисточкой акриловой краской прокрашиваем их. На фото – два ряда уже покрашены, а один – нет.
Красим краской – спрей в желаемый цвет. Я использовала 3 цвета: сиреневый, золотой, серебристый.
Вставляем в раму. Готово!
Фрагменты крупным планом.
Цвет играет под разным углом зрения... То золотой.
То сиреневый.