Вышивание является видом широко распространенного народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.
Возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры человечества и связано с появлением первой сшитой одежды из шкур животных. Оно обусловлено развитием эстетического чувства человека.
Первоначально одежда шилась, а также вышивалась шилом, изготовленным из камня и кости. Однако, постепенно, с развитием производительных сил и усовершенствованием техники, с появлением бронзы, а затем и стали, каменное и костяное шило были заменены бронзовой и стальной иглой, что чрезвычайно способствовало дальнейшему развитию вышивания.
Так как вышивка производится на недолговечном материале, то образцы ее с древних времен не сохранились. О ее раннем происхождении мы судим по дошедшим до нас произведениям живописи и литературы. О существовании вышивки в далеком прошлом говорят многие памятники культуры древнего Египта, Вавилона, Персии, Сирии, Китая, Рима, Византии и других стран.
В древнегреческих легендах рассказывается, что Афина Паллада учила людей различным искусствам и ремеслам, греческие же девушки чтили ее за то, что она учила их рукоделию.
Первоначально вышивка была примитивной - на материи делались стежки, имитирующие штрихи ткани; постепенно, однако, эти штрихи приобретают различные геометрические формы, изображения птиц, человеческих фигур, колесниц и т. д.
Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для нее изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.
Самое большое влияние на развитие искусства вышивания вообще оказала китайская и византийская вышивки. Китайская вышивка, которая является одной из самых старых, отличается живописностью и тонкостью сочетания тонов. Чаще всего она выполнялась на тяжелых шелковых тканях шелком-сырцом и золотыми или серебряными нитями. Помимо одежды и предметов быта, китайцы использовали ее для создания больших декоративных панно. Мотивами и темами китайской вышивки служили различные религиозные и жанровые сцены, портреты, птицы, цветы, фрукты и т. д.
Сначала китайская вышивка была перенесена в Японию, а позже, в Х\/ІІІ-ХІХ вв. - и в Западную Европу.
Очень сильное влияние на развитие вышивки в Европе оказала византийская вышивка. К \/ІІ веку искусство вышивания достигает там большого совершенства и блеска. Вышивались главным образом церковные облачения и одежды знати.
Вышиванием занимались исключительно монахини и знатные дамы. Сама вышивка выполнялась на дорогих тканях золотом и шелком, причем кое-где пришивались также драгоценные камни, а позже--пайетки. Рисунки были очень сложными и представляли сцены из жизни императора и придворных или же имели религиозный характер.
К ХІІІ-ХІV вв. вышивка стала получать распространение среди народа, Это придает ей новый облик и толкает ее к дальнейшему развитию. В ХVІІ в. искусство вышивания достигает своего полного расцвета.
Благодаря развитию торговых отношений между отдельными государствами, культурному сближению между Востоком и Западом и крестовым походам, вышивальное искусство из Византии распространяется в Центральной и Западной Европе, а оттуда - во всем мире.
В то время, как в Византии вышивка применялась для украшения одежды, в Западной Европе ее использовали первое время для декорирования мебели и стен комнаты. Позднее во Франции, особенно во времена Кольберта и Ришелье, которые слыли покровителями искусств, вышивка стала использоваться для отделки, характерных для эпохи воротников и манжет.
Тогда же были созданы вышивальные ателье, работающие для внешнего рынка. Эти ателье способствовали развитию и усовершенствованию вышивки и ее распространению.
В Италии вышивка также нашла условия для своего развития, особенно в эпоху Ренессанса. Именно в это время появилось венецианское шитье, а также техника ренессанс, которые соперничали с византийской вышивкой. И поныне Италия является одной из тех стран, где вышивают чрезвычайно много, создавая все новые и новые узоры и стежки.
С конца ХІІІ и в начале ХІ\/` в. почти во всех европейских странах вышивка стала широко использоваться для украшения народных костюмов и предметов быта.
В этот же период в Западной Европе и в Скандинавских странах наряду с цветной получила большое развитие белая вышивка.
В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь. Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика.
В СССР вышивка имела большие возможности для развития. Она находила применение не только для украшения одежды и предметов быта, но и для декорирования интерьеров общественных зданий и учреждений. Созданы много произведений, панно больших размеров, отражающих новую жизнь, которые по технике исполнения не имели ничего общего с западноевропейскими гобеленами, а являлись самобытным и оригинальным творением советских мастеров.
В вышивке славянских народов замечается общность орнаментальных мотивов, техники и сочетания цветов. Для нее характерны свежие тона, близкие к краскам природы.
С тех пор, как искусство вышивания во всем мире получило широкое распространение среди народных масс, вышивка изменила свой облик. Сложные узоры постепенно заменялись различными орнаментами и изображениями предметов окружающей действительности. Материалы для вышивки становились все разнообразнее; стали употребляться более практичные - хлопчатобумажные, пеньковые и льняные ткани. На смену металлическим и шелковым ниткам пришли льняные и хлопчатобумажные. Их цвет достиг большого разнообразия - от нежных, переливающихся тонов, до ярких, напоминающих краски природы.
Красота современной вышивки состоит не в дороговизне ниток и материала, на котором она выполняется, не в многокрасочности и сложности узоров, а в изяществе линий рисунка, в разнообразии швов и в техническом мастерстве.
Многие считали, что с появлением машинной и фабричной вышивки ручная вышивка постепенно исчезнет. Однако, действительность показала другое. Очень скоро ценители поняли большую разницу между обеими вышивками. Это как бы послужило толчком к дальнейшему усовершенствованию ручной вышивки.
Сейчас во многих странах ручная вышивка получила большое развитие. Существует много вышивальных предприятий, создающих высокохудожественные изделия для нужд местных покупателей и на экспорт.
Ручная вышивка стала очень популярна. Многие женщины умеют вышивать или, если не умеют, стремятся научиться. Распространена как белая, так и цветная вышивка.
Вышивальщицы обычно обладают тонким художественным вкусом. С приобретением опыта они сами комбинируют мотивы и швы и добиваются совершенной техники исполнения. В современном мире есть все условия для расцвета ручного вышивания. Все это помогает появлению новых, высокохудожественных произведений ручной вышивки (композиций, панно и т. д.).