В этом мастер-классе я подробно расскажу, как я делаю свой холодный фарфор. Этот урок будет интересен не только тем, кто хочет слепить свой первый цветочек, но и тем, кто лепит давно и профессионально, потому что в результате доработанного мною обычного рецепта получается глина, почти как тайская.
Автор: Елена Моисеева
На этом фото вы видите, что нам нужно (именно это). Главный в этом наборе, конечно же клей. Он должен быть с пластификатором, иначе ничего не получится.
Изначально я делала глину из такого же клея, только в красной банке с пластификатором D2, но глина получалась тугая, быстро сохла, плохо раскатывалась. Я решила поменять клей на этот в белой банке, у него пластификатор D1. Такой клей продают в строительных магазинах типа Мегастрой, Леруа Мерлен.
По поводу крахмала: картофельный не пробовала использовать, не знаю, лучше кукурузный,т.к. он придает белизну и бархатистость.
По поводу крема: лучше крема Нивея в синей банке я не нашла. В его составе есть все для глины: масло вазелиновое, воск, парафин, глицерин (используйте только его).
По поводу масла Джонсонс: если его нет, то можно заменить вазелиновым маслом (аптека), но в составе Джонсонс есть еще кокосовое масло, оно является размягчителем, придает массе нежность, мягкость, бархатистость - почти, как детским попкам.
Лимонный сок вместо лимонной кислоты я не пробовала использовать, мне кажется, что жидкость здесь не нужна.
Начнем! Буду писать подробно, чтобы вы не делали моих ошибок и у вас все получилось!
1. Наливаем в стакан клей 100 мл (стаканы д.быть сухими). Как-то во влажный стакан налила клей, в итоге получилась резина.
2. Насыпаем во второй стакан крахмал, такое же количество - стукните стаканом по столу, чтобы он осел и добавьте, если нужно еще, для ровного количество. Затем берете чайную ложку и добавляете еще 3 ложки с небольшой горкой. Как на фото.
3. Важно еще, в чем варить массу. Нужна емкость с толстым дном и хорошим антипригарным покрытием, чтобы масса постепенно прогревалась. Я как-то варила на тонкой сковороде с глянцевым покрытием (не получилось). Кстати, в сковороде вок хорошо получается. Еще момент - на сковороде и лопатке не должно быть пыли, ворсинок, поэтому протрите влажной салфеткой, а затем бумажной салфеткой или полотенцем без ворса, иначе все это останется навсегда в Вашем белоснежном фарфоре.
4. Выливаем на сковороду клей, затем крем нивея, масло, лимонную кислоту.
Масло нужно полную чайную ложку (немного вылилось).
5. Ставим сковороду на средний огонь на маленькую конфорку и с этого момента не отвлекаемся (весь процесс займет минуты 3-4).
Деревянной лопаткой плавно все перемешиваем. Нам важно, чтобы крем полностью растворился.
6. Когда сковорода станет теплой, но не горячей, появятся первые пузырьки, тогда всыпает первую половину крахмала, один раз перемешали, затем вторую половину и мешаем не останавливаясь.
Мешать нужно круговыми движениями, собирая массу в комочек. Важный момент - когда снимать со сковороды? Ведь можно и не доварить и переварить. Я делаю так: когда собрался комочек, как на последнем фото, я прижимаю его лопаткой к сковороде и приподнимаю, если падает, сразу убирайте, если прилипает, еще рано. Если упал, ткните внутрь пальцем, внутри не должно быть жижы.
8. Заранее приготовьте чистую поверхность, чуть присыпьте крахмалом и выложите комочек. Пусть остывает.
Вы в это время вымойте сковороду и все, что было с клеем. Клей быстро отмывается обычным моющем средством и горячей водой. Припудрите руки крахмалом (руки чистые) и начинайте интенсивно вымешивать массу. Масса должна быть теплой, но не горячей, иначе будет клейстер. Я на доске не вымешиваю, только в руках - разминаю, кручу колбаской, затем в комок и т.д. Если прилипает, чуть припудрите руки и продолжайте в течении 5 минут. Масса должна получиться пластичной (не рваться) мягкой, бархатистой.
Свежеприготовленный кусочек окрасила и раскатала.
Заворачиваем в полиэтиленовый пакет и, выпустив воздух, убираем в непрозрачный контейнер (у меня банка для специй) подальше от батареи и сквозняков. Пакет я ничем не смазываю (не прилипает). Хранится отлично, через месяц не теряет своих свойств.
Сравним покупную глину и мою.
Сравним на прозрачность, на впитывание цвета.
Лично мои выводы и ощущения:
Холодный фарфор ничем не хуже покупной тайской глины - такой же мягкий, пластичный, даже более белее и бархатистей, хорошо принимает краску, не дает усадки, хорошо переносит влажность.
Но есть одно НО: после полного высыхания теряет пластичность.
Представляю свою работу, сделанную полностью из фарфора собственного производства.