Сегодня я расскажу вам, как из самоотвердевающей полимерной глины и картонной коробки своими руками сделать вот такой вот новогодний пряничный домик.
Автор: Лили Хоплит
Начиная писать этот пост, я думала, что это будет мастер-класс, он как-то сам собою перерос в сагу о пряничной Стройке Века, так что крепитесь: раз зайдя, быстро вы оттуда не уйдёте.
Итак, чтобы изготовить пряничный домик из самоотвердевающей пластики, нам понадобится… да, полимерная глина нам тоже понадобится, но прежде всего нам будет нужен проект: эскиз (чтобы понимать, к чему стремиться) и «выкройка» будущего домика, чтобы по ней вырезать картонный каркас. Для выкройки лучше всего использовать миллиметровку – или тетрадный лист в клеточку.
Картонный каркас нужен нам по двум причинам: во-первых, он позволит в несколько раз снизить расход глины, а во-вторых, не даст пластам глины деформироваться при высыхании. Кто не работал с самоотверждаемой полимеркой, может попробовать ради интереса тонко раскатать её кусочек и оставить на воздухе сушиться. Вы увидите, что деталька, затвердевая, сильно деформируется. Можно, конечно, раскатать толстый слой и сушить его под прессом, но это долго, затратно и неэффективно. К тому же полностью избежать деформаций всё равно не удастся, зато время высыхания увеличится в разы. А нам ждать некогда, поэтому мы упростим себе жизнь с помощью хорошего прочного картона, на который при помощи клея ПВА станем наклеивать тонко раскатанные пласты полимерной глины. Забегая вперёд, скажу, что от гофрокартона (который у меня на фото) лучше отказаться, поскольку рёбра внутренней гофры через некоторое время начнут проступать сквозь глину и испортят нам весь вид. Но на момент постройки я об этом ещё не догадывалась.
Ещё для нашего масштабного строительства нам понадобятся инструменты и кое-какая химия. Вот чем пользовалась я (и здесь ещё не всё, а только самое необходимое).
Впрочем, пугаться не стоит. Просто я люблю коллекционировать блестящие штуки, без которых вполне можно обойтись. На самом деле для работы с глиной вам понадобится только:
– твёрдая гладкая поверхность (большая кафельная плитка или стекло),
– канцелярская папка-уголок (придавленная ею глина раскатывается гораздо ровнее),
– скалка или её заменитель – стеклянная бутылка (а тому, кто станет внушать вам необходимость приобретения паста-машины, рассмейтесь в лицо; ибо штука, конечно, прикольная, но дорогая и для работы с самоотвердевайкой абсолютно ненужная),
– скальпель или модельный нож (вон тот жёлтенький на фото) – вот его купите, без него будет тяжко,
– маникюрные ножницы (выделите для нужд рукоделия старенькие и ненужные, ибо перспектива их последующего использования в маникюре видится мне весьма туманной),
– пинцет для мелких деталей,
– основной стек или толстая вязальная спица,
– что-нибудь, что сойдёт за шпатель, т.е. инструмент, которым можно придавливать, разглаживать материал, прочерчивать в нём бороздки и т.п.
– клей ПВА и Момент-гель,
– кисти для краски и клея,
– масляные краски (если использовать цветную глину, то можно обойтись титановыми белилами),
– акриловые краски,
– глянцевый лак для полимерки; у меня – Sealer (тут следует соблюдать определённую осторожность, поскольку некоторые лаки, не предназначенные для глин, могут вызвать их размягчение и липкость),
– руки (по желанию могут быть обёрнуты в резиновые перчатки))
Вооружившись всем этим добром, приступаем к изготовлению сувенира. Вырезаем из картона развёртку будущего домика (с расчётом, что после оклейки глиной домик «растолстеет» где-то на полсантиметра) и склеиваем её при помощи бумажных полосок (скотч не рекомендую, поскольку глина впоследствии будет плохо к нему прилипать).
Тут можно исправить допущенную мною ошибку: я почему-то совершенно забыла, что крыша должна выступать не только над боковыми стенами, но и над обоими фасадами – передним и задним. Так что мне следовало бы сделать её побольше (просто вырезать ещё одну деталь и наклеить поверх получившегося домика), но хорошая мысля приходит опосля, увы.
Зато я вовремя вспомнила, что нужно приделать печную трубу – из более тонкого, однослойного картона.
Далее вырезаем модельным ножом оконные проёмы и «стеклим» их, приклеивая изнутри на суперклей прозрачный пластик от коробки из-под торта или любой другой упаковки – прямо к стенам. Вырезаем дверь.
«Оконный» пластик красим изнутри акриловыми красками (в идеале, прозрачными, но идеал – штука недостижимая) в несколько слоёв. Прокрашиваться будет плохо, но мы упорные. Можно, наверное, взять витражные краски, но у меня их нет, так что юзаем то, что есть. Я, кстати, напрочь забыла прорезать слуховое окошко под крышей, поэтому его пришлось наклеивать уже окрашенным прямо поверх картона (краской внутрь).
Теперь самое время подумать о подставке. Для неё подойдёт всё что угодно – картон, склеенный в несколько слоёв, дощечка, тонкий пенопласт… Единственное – если надумаете делать внутреннюю подсветку домика, то выбирайте материал, который легче сверлить. У меня был пенопласт. Сначала хотела обрезать его ровным квадратом, но потом передумала и оставила выступающий «хвост».
Теперь перейдём собственно к полимерной глине. Я пользовалась тремя марками: белая и цветная Modena, цветная Hearty и белая Jovi. Modena самая дорогая, более похожа на бархатистую резину, Hearty – «зефирная», самая лёгкая по весу и приятная в работе (эти две глины можно смешивать), Jovi – целлюлозосодержащая, самая дешёвая, идеальна для имитации снега.
Если цветных глин под рукой нет, не беда – можно окрасить белую, вмешивая в неё масляные краски до достижения нужного оттенка. Я, кстати, склоняюсь к мысли, что впоследствии буду поступать именно так.
Первым делом обтянем полимеркой подставку. Я решила воспользоваться для этой цели самой дешёвой из имеющихся глин – Jovi. Открыла пачку – и обомлела: глина, заявленная как белая, оказалась… серой. Но деваться некуда, надо работать с тем, что есть, и я стала вмешивать в кусок глины титановые белила (они считаются непрозрачными, в то время как цинковые обладают определённой прозрачностью). В конце концов, краска перестала поглощаться материалом и начала пачкать руки, инструменты и всё вокруг. Глина же посветлела, но лишь слегка. Пардон за аналогии, но, как говорится, чёрного кобеля не отмоешь добела. Я прекратила борьбу и решила обтянуть подставку тем, что получилось, а потом, если по высыхании не случится чуда и глина не побелеет – просто покрасить её сверху акрилом.
Ввиду того, что степенью белизны я после описанный манипуляций напоминала маляра-неудачника, вздумавшего покрасить потолки, плеская на них краской из банки, брать в руки фотоаппарат не рискнула, поэтому просто расскажу, как происходил процесс.
Размятую глину надо поместить на «разделочную доску» – я использовала коврик для резки, завёрнутый в файл, чтоб не пачкался, – сверху накрыть куском пластика, вырезанного из папки-уголка (у меня прозрачный, поэтому на фото его не видно) и раскатать. Пластик помогает добиться равномерной толщины глины, но иногда его бывает трудно отделить от раскатанного пласта – требуется осторожность.
Полученными пластами оборачиваем заготовку, подворачиваем под неё края глины, а на стыках отдельных кусочков смачиваем их водой и приглаживаем, чтобы стыков не было видно. Jovi, кстати, в отличие от дорогих глин, обладает замечательной восприимчивостью к воде, так что её поверхность запросто можно размыть и выгладить мокрой кистью, что я и сделала. Затем оставляем глину для просушки на сутки.
О чудо! – через сутки подставка обрела снежно-белый цвет. Оказывается, серый оттенок ей придавала влажная целлюлоза, из которой частично состоит глина, а, будучи высушенной, деталь белеет. Впоследствии при работе с этой глиной я продолжала подмешивать белую краску, но уже в малых количествах – чисто для самоуспокоения. А под конец оказалось, что этого можно было и не делать, т.к. неокрашенная полимерка достаточно бела, чтобы сойти и за снег, и за сахар.
Ещё одно свойство Jovi, гораздо менее приятное – она даёт усадку при высыхании, и крупные детали могут потрескаться. Если это произошло, разводим немного глины для полужидкого состояния, этим составом замазываем трещины, разглаживаем и снова сушим.
Теперь можно перейти непосредственно к домику. Перво-наперво нам нужно определиться с цветом «пряника» и количеством глины. Вот на картинке я пыталась это сделать на глаз, но в реальности мне потребовалось раза в 4 меньше тёмно-коричневой пластики, чем на фото, и даже тогда «тесто» получилось слишком тёмным.
Пришлось добавлять белую «Модену», а потом ещё белую масляную краску для осветления и чуточку жёлтой и красной – для «румянца», т.к. «тесто» после всех манипуляций начало отдавать неаппетитной зеленцой.
Кстати, цветную «Модену» я не зря стругала на тонкие, почти миллиметровой толщины, пластинки – глина эта довольно плотная, похожая на ластик, и единственный способ качественно её вымесить и размягчить – это каждую пластинку увлажнить мокрым пальцем с обеих сторон, сложить пластинки стопочкой (лучше, чередуя цвета) и уже потом вымешивать. Иначе глина будет крошиться, рассыпаться комьями и ничего путного из неё не получится.
Отрываем небольшой кусок «пряничной» глины – такой, чтобы хватило на одну стену. Остальную тщательно заворачиваем во много слоёв полиэтилена (лучше плотного, который продаётся в рулонах в строительных магазинах и используется для упаковки), дабы предотвратить её высыхание. «Рабочий» кусок раскатываем до толщины 2-3 мм (в зависимости от собственной экономности).
Если у вас есть квадратный каттер (вырубка) подходящего размера – используйте её. Если нет – режьте по линейке или по выкройке. Я, признаюсь, изначально схитрила, подогнав размер картонных стен под этот каттер (минус 3-5 мм), чтобы облегчить себе задачу. Обрезки незамедлительно скатываем в шарик, вымешиваем его и отправляем в полиэтилен на хранение. Протянете лишних пару минут – и глина будет испорчена, придётся выбросить. Это, на мой взгляд, первый и единственный минус самоотвердевайки – работать с нею надо быстро. Зато не надо возиться с запеканием и травить близких ядовитыми парами из духовки.
Прикладываем получившийся квадрат к стене, придавливаем, чтобы обозначить окно, и прорезаем в глине окно чуть меньшего размера, чем надо, оставляя «припуски на швы».
Щедро мажем стену ПВА (это я только нанесла, потом ещё надо размазать, чтобы полностью покрыть картон клеем) и наклеиваем глину на место.
Доводим до ума оконные проёмы, полностью закрывая картон глиной, чтобы нигде не торчало (тут пригодятся наши «припуски на швы»). Я использовала такую забавную штуку как силиконовая кисть (случайно купила) – довольно удобно. Если её нет, примять и пригладить глину можно чем угодно – от шпателя до ластика.
Так же поступаем с остальными стенами и крышей. Все швы и стыки сразу, пока глина не засохла (а это происходит быстро), заглаживаем шпателем или силиконовой кистью (или ластиком). Можно промазать места склейки ПВА или добавить чуточку воды. «Модена» в этом плане более своенравна, чем Jovi, воду не особенно любит, так что не усердствуем с увлажнением.
Крышу делаем чуть длиннее, чем нужно, чтобы она слегка нависала над боковыми стенами. Пока крыша не высохнет, возможно, придётся её чем-то зафиксировать, чтобы не обвисла (карандаш, например, подложить). Трубу оборачиваем глиной и снаружи и изнутри (вырезаем по выкройке). Увлёкшись процессом, я начисто забыла о фотографировании, прошу простить.
Как делается дверь, я тоже не запечатлела, но тут всё просто: тонкий кусок картона меньшего размера, чем дверной проём, с двух сторон оклеиваем тонко раскатанной «пряничной» глиной чуть большего размера, чем катонное основание, и приклеиваем микроскопический шарик-ручку. Получается вот так.
Планируя домик, я решила покрыть крышу белой «черепицей», напоминающей сахарную мастику, и на каждую «черепичку» потом посадить имитацию конфеты «M&M`s». Поскольку черепицей я занималась тёмной ночечкой после длительного перерыва в «строительстве», то про фотоаппарат снова благополучно забыла, поэтому имитацию процесса покрытия крыши пришлось снимать отдельно, гораздо позже.
Принцип такой: раскатываем белую глину между листами пластика (я снова использовала подкрашенную Jovi, для имитации снега, повторюсь она идеальна), аккуратно отделяем от обоих листов, берём каттер (можно сделать самостоятельно из алюминиевой банки или плотной фольги) и начинаем вырезать черепички. Самую первую, которая с прямым краем, можно отложить для верхнего края крыши, не боясь, что она быстро засохнет. Jovi позволяет скульптору такие вольности, т.к. входящая в её состав целлюлоза хорошо удерживает влагу, так что у нас в запасе есть не менее 15 минут на раскачку.
Продолжаем вырезать черепицу таким вот образом. Такая форма придаст интересный эффект чуть приподнятых боковин и чуть вогнутой серединки черепичного ряда.
А теперь прямо на крышу домика при помощи ПВА наклеиваем по одной черепичке снизу вверх (не забудьте заранее примерить, сколько рядов войдёт туда по ширине). Наклеили один вертикальный ряд – принимаемся за следующий. Как вариант – можно делать не ровными рядами а внахлёст: сначала выложить нижний ряд, потом со смещением на пол-черепицы – второй и т.д. А-ля чешуя дракона. Но мне так не понравилось – на эскизе домик получался каким-то хищным.
Вот так выглядит завершённая половинка крыши.
Но мы не станем останавливаться на достигнутом, а дополнительно хорошенько размоем черепицу мокрой кистью и разгладим шпателем, чтобы придать черепичкам гладкость, а крыше – монолитность. По высыхании между рядами могут образоваться трещины, их придётся замазать полужидкой глиной.
А вот то, о чём я предупреждала в начале: на вторую неделю строительства стены усохли настолько, что сквозь них проступили внутренние рёбра гофрокартона. Я, конечно, расстроилась, но, как говорится, что выросло, то выросло; поздняк метаться. Закончив с крышей, я горя достала сухие пастельные мелки, настругала тёплых оттенков (оранжевый, красный, коричневый, бежевый) – и хорошенько прошлась этими порошками по поверхности «пряника», использовав вместо кисти поролоновый спонджик для косметических теней, решив, что если форма не задалась, так пусть хоть цвет будет красивым. Румяный пряник ведь аппетитнее зелёного?
Когда обе половинки крыши покрыты и высушены, наступает время первичного украшательства: на верх крыши надо примостить конёк, сделать (щас скажу умное слово из интернета) фронтонный фартук и вставить, наконец, в окна рамы! Для всего этого нам очень пригодится экструдер – специальный шприц для выдавливания глины, лучше винтовой (с ним легче работать). Обойтись без него можно, но тогда придётся катать из глины руками много равномерно-тонких жгутиков. Мне было лень, и я потратила 1200 российских рупий на фирменный агрегат от Makin`s с 20-ю насадками, о чём нисколечки не жалею, ибо штука реально удобная.
Что нужно помнить при работе с экструдером и самоотвердевающей пластикой: выдавливать надо ровно столько, сколько нужно на данную конкретную операцию, не больше ибо жгутики отвердевают практически мгновенно! Даже вечновлажная Jovi за 5 минут превращается в хрупкую палочку. Зато внутри шприца, куда не поступает воздух, глина не портится долго, и это нам на руку.
Ещё одно меня неприятно удивило: целлюлозосодержащая глина на выходе из шприца лохматилась неаккуратными хлопьями. Но это оказалось делом поправимым: жгутик надо просто аккуратно прикатать, не надавливая на него, а потом оставшиеся неровности доразмыть водичкой.
А потом – на клей ПВА на нужное место. Так наша крыша обрела конёк.
Теперь, пока глиняный жгутик не высох, его нужно украсить, чтобы не было мучительно скучно на него смотреть. Просто наносим шпателем косые полоски-углубления. Выходит вполне нарядно.
Настало время взяться за фронтонный фартук (эта такая штука резная, свисающая с деревенских крыш спереди и сзади домика). Мне казалось, что он должен быть волнистым и дырчатым. Встал вопрос – как вырезать волну? Нужен каттер. Но каттера не было. Пришлось креативить и делать его из свёрнутой в несколько слоёв плотной фольги, накручивая «волны» по очереди на стержень шариковой ручки. Вышла такая штука.
Если вы ещё не привыкли к моему разгильдяйству, то сообщу: я снова забыла заснять весь процесс, и потому мне пришлось делать постановочные фото.
Вырезаем катером волну…
…отделяем её от пласта…
…и обрезаем ровненько вторую сторону. На фото видно, что края детальки неровные, лохматятся. Лохмушки придётся подрезать маникюрными ножницами. В принципе, такую детальку вообще целиком можно вырезать ножницами, не заморачиваясь с катером. Я делала и так, и так.
Накладываем детальку на домик, под самую крышу (вы же помните, я прошляпила и не сняла процесс, так что представьте, что это – домик) и, пока она влажная, протыкаем толстым стеком дырочки.
Вдобавок прокладываем украшенными жгутиками стыковочные швы между мансардой и основным объёмом домика (да не побьют меня архитекторы за корявую терминологию). Получается так.
Оконные рамы тоже делаем из жгутиков (поскольку целлюлозная глина мягкая, ей в процессе лепки можно придать любую форму). Сначала наносим ПВА на место приклейки рамы…
…потом приклеиваем туда глиняный жгут (он прекрасно гнётся, так что можно одним жгутом оклеить весь периметр)…
…хорошенько придавливаем, где надо, и украшаем раму диагональными полосками или как душе угодно.
Теперь нам надо сделать оконный переплёт – самый простой, крест-накрест, – приклеив его прямо к «стеклу». Тут ПВА не годится, я рекомендую момент-гель. Не клей, а именно гель. Он даёт нам несколько секунд, чтобы подправить то, что легло неровно, в то время как клей схватывает детальки немедленно. Наносим гель туда, куда будем клеить переплёт.
И приделываем туда полоски полимерки. Вот так выглядит готовое окошко.
Дверной проём также обрамляем белым жгутом. И не забываем про печную трубу, по её верху также пускаем белый жгутик – вроде как на ней лежит снег.
Аналогичным образом украшаем дверь – только насадку для экструдера возьмём меньшего диаметра, чтобы полоски были потоньше.
Дверь примеряем, но пока не приклеиваем, сделаем это позже, чтобы минимизировать её шансы отвалиться в процессе достройки. Если руки у вас произрастают чётко из плеч – можно из проволоки и золотой фольги сделать имитацию дверных петель. Я не стала заморачиваться.
Из остатков белой глины я слепила двух снеговиков. Тушки – из Jovi, морковные носы – из «Модены», она больше подходит для лепки мелких деталек, не крошится. Чтобы шарики держались ровно, нанизывала их на кусочек проволоки. Приклейка носов и ручек – на Момент-гель. Глазки и пуговички позже дорисовала маркерами.
Вы, должно быть, заметили (а, учитывая мой систематический подход к фотографированию, это сложно было не заметить), что я не стала клеить белые полоски на углы дома, а приклеила туда – традиционные западно-рождественские «карамельные трости». Изготовлялись они не без скрипа (это с запекаемой глиной легко делать разные сласти, а с самоотвердевайкой всё не так гладко). Для «тростей» я использовала глину «Модена»: белую, обладающую лёгкой полупрозрачностью, и красную. Я решила, что если выдавить их по очереди через экструдер, скрутить между собой и подкатать – то будет мне счастье и полосатые «карамельки». Щаззз…
Ну, выдавить-то я выдавила (стараясь действовать как можно быстрее), но увы… получившиеся «червячки» просто моментально схватились поверхностной корочкой, напрочь утратив липкость. Они скручивались, но не склеивались воедино. Я начала изгаляться, опуская жгутики в воду, смазывая ПВА и пробуя скручивать их снова и снова… Итогом процесса стали несколько неаккуратных чумазых «тросточек», поскольку красная глина жутко пачкала белую.
В общем, переделывать я их не стала и приклеила на углы как есть – по крайней мере, швы прикрыла. А после залакировала «тросточки» глянцевым лаком для большей схожести с карамелью.
Цветные пуговки «M&M`s» мне удались не в пример лучше. С ними вообще всё просто, но о-о-очень долго. Вот на это скромное количество я убила целых два вечера. Процесс таков: из цветной глины катается малюсенький шарик, ставится на ровную поверхность и приплющивается пальцем. Всё. Через сутки, по высыхании, покрывается глянцевым лаком и сушится ещё сутки. Скажу честно, без пинцета на этапе лакировки обойтись не удастся, так что готовьте.
…хотя нет, обманываю. Можно и без пинцета. И даже без цветной глины можно. Когда выяснилось, что сделанных пуговичек не хватает, я решила произвести их ускоренным методом.
Налепила на бумажку на ПВА кучу одноцветных пуговичек (у меня как раз оставалась неприкаянная коричневая глина), высушила, покрасила сначала белым акрилом…
…затем цветным и залакировала прямо на бумажке, не стесняясь потёков.
Готовые пуговки просто срезала модельным ножом. Всё!
Хотя, врать не буду, первая партия, пошедшая на отделку крыши, выглядела более аккуратно и правдоподобно. Вот так, пинцетом (эх, всё же без него – никак), по одной штучке на каждую черепичку, стараясь не ставить рядом одинаковые цвета, приклеиваем на Момент-гель наши эмэндэмсинки.
Дальше решаем, чем ещё будем украшать домик. В баночке с имитацией «M&M`s» вы, наверняка, заметили «крендельки», сердечки и красные лаковые шарики. За кадром остались три леденца на палочке – их уже делала без экструдера, из остатков цветных глин.
Примеряем декор на фасад. Вот так, вроде бы, будет неплохо, но на коричневом фоне цветные детальки выглядят невыразительно. К тому же, мы знаем, что на настоящий пряничный домик конфеты обычно приклеивают белой сахарной глазурью, а это значит…
…что нам просто необходимо изготовить белую подложку под все детали декора!
Для этого предельно тонко раскатываем белую глину и вырезаем из неё маленькой коктейльной трубочкой (или носиком толстой шариковой ручки, или вообще чем придётся) кружочки, чуть превосходящие диаметром цветные пуговки. Дополнительно подраскатываем их стеком, стараясь не деформировать.
С сердечками придётся повозиться, выложив их на глину и обрезав по периметру излишки материала модельным ножом.
Остаётся наклеить всю эту красоту на домик и похвалить себя, любимую.
Затем проделываем те же манипуляции поочерёдно с задним фасадом и боковыми стенами…
Для одной из боковых стен я использовала те самые крендельки из баночки, предварительно покрасив их акрилом в цвет теста и нанеся белой краской «глазурь», а на некоторые ещё и красное «варенье». Заснять, само собой, забыла, так что увидеть их теперь можно только на готовой работе.
Ну вот, вроде бы, закончили с декором стен, а всё равно чего-то не хватает. Как-то реденько сидят «конфетки» и слишком много голого «теста». Неужели опять лепить «пуговички»?? Но нет! Художественная промышленность не дремлет, она уже приготовила спасение усталому моделисту – контурные витражные краски!
С их помощью можно наставить белых «сахарных» точечек, прикрыв ими незадействованные «пряничные» площади. Одна беда – чисто белого контура у меня не оказалось, только перламутровый и к нему четыре металлика, так что пришлось ставить точки перламутром (сначала один раз, потом, после суточной просушки и усадки, на то же самое место – второй раз, для большей объёмности), а после этого аккуратно, едва дыша, красить получившиеся пимпочки белым акрилом, чтобы убрать серебряный блеск.
Вот они до побелки…
…а вот – после. Золотые пимпочки имитируют фольгу.
После всех манипуляций в нашей баночке остались глянцевые красные шарики. Для чего же мы их скатали?
А вот для чего: мы будем делать из них клюкву в сахаре!
Для сахарной облатки снова возьмём отбеленную Jovi, сделаем из неё небольшую толстенькую лепёшечку и не обернём ею маленький шарик, совпадающий размером с «клюквинкой», оставив отверстие, через которое она будет видна.
И, пока глина сырая, вправляем в получившуюся облатку красный шарик. Надкусанная клюквинка готова.
…И так несколько раз – насколько хватит шариков и терпения. Я сделала три и вдобавок накатала ещё кучу ненадкусанных белых шариков, дабы затем сложить их горкой под ёлку… даа, у нас ещё и ёлка будет, наберитесь терпения )
Да, кстати, вам нравятся наши окошки? Давайте-ка посмотрим на них поближе… Грустноваты, не находите? Ни глянца, ни лоска – тусклые и плоские. А, между прочим, продвинутые кулинарки в настоящих пряничных домиках делают окна из мармелада и леденцов! Ну и что мы – хуже что ли?
Ничтоже сумняшеся берём кисточку, глянцевый лак для полимерки (или, может быть, декупажный лак, хотя не знаю, совместим ли он с глиной) – и большими каплями льём этот лак с кисточки в окно, между переплётами, полностью заполняя промежуток. Оставляем сушиться. Переворачивать домик до высыхания лака, само собой, нельзя – иначе растечётся. Так что заливаем по одному окошку в день.
После высыхания, если «мармеладинка» оказывается слишком неубедительной и тонкой, повторяем процедуру столько раз, сколько понадобится. Мне хватило двух.
Единственная засада, подстерегающая «кондитера» на этом этапе – пузырьки воздуха, невесть откуда образующиеся в толще лака в процессе сушки, причём, образующиеся массово. Думаю, единственный способ от них избавиться – это своевременно отслеживать их появление, пока лак загустевает, и «выковыривать» иглой. У меня такой возможности не было, т.к. процедура заливки производилась утром, перед работой, и вечером, перед сном. Так что пришлось смириться.
В итоге получаем вот такие окошки. Пусть иногда с пузырями, но зато уже конкретно «остеклённые» лаковыми мармеладками-леденцами )
Ещё мне хотелось, чтобы из печной трубы шёл дым. В настоящих пряничных домиках дым делают из сахарной ваты, а для глиняного вполне подошли волокна синтепона, выуженные из мягкой игрушки.
Осмотрим придирчиво домик: как бы нам ещё его поукрашать?
А вот как!
Давным-давно, когда пряничный домик только задумывался, и даже глина ещё не была куплена, набрела я в одном рукодельном магазинчике на чудо чудное – прозрачный силиконовый гель от фирмы Padico, и пробудил он во мне идею о сосульках…
Вот он, этот гель.
А вот как из него изготовить сосульки. Прикладываем носик тюбика либо прямо к крыше домика, либо к любой легко отмываемой поверхности и начинаем выдавливать гель, одновременно отодвигая тюбик от поверхности и растягивая гель на разрыв. Когда разрыв происходит, получаются две сосульки: одна на носике, другая – там, куда этот носик утыкался. Отрываем те, что ещё не на крыше, с помощью зубочистки и несём туда, где хотим видеть. Там закрепляем и формуем их окончательно двумя зубочистками. Клей не нужен, поскольку силикон сам по себе очень липкий, моментально пристаёт к любому прикоснувшимся к нему предмету. Так что просто хорошо «примазываем» сосульки к крыше и вытягиваем их вниз, стараясь не вляпаться в уже готовые соседние. Не исключено, что придётся соскабливать их и делать новые, пока результат не удовлетворит вашему художественному вкусу.
Я вот извела впустую в два или три раза больше геля, чем превратила в сосульки, ну да не беда: красота – она требует жертв.
Ещё мне очень хотелось сделать в домике подсветку, но поскольку электричество для меня гораздо более загадочная тема, нежели даже квантовая физика, то как решить проблему светящихся окошек, я себе не представляла абсолютно. Тем более, что паяльника у меня тоже нет. И в печали отправилась я в долгое путешествие по интернет-магазину кукольных миниатюр, особенно задержавшись в разделе «свет». Чего там только не было! Оказалось, что для блондинок типа меня всё уже давным-давно придумано и воплощено в жизнь.
Так я стала обладательницей миниатюрной лампочки Ильича в масштабе 1/12, а заодно удлинителя Ильича и адаптера Ильича. И вся эта конструкция, будучи соединена последовательно, позволяет подключить микролампочку в обычную электросеть.
Конечно, если вы умеете паять диоды и у вас есть всё необходимое, то лучше сделать подсветку самостоятельно и запитать её от батарейки.
А я сделала вот так: продырявила подставку, вывела лампочку внутрь домика (он, напомню, ещё не приклеен к основе), а лишний провод намотала с обратной стороны подставки, проделав каттером желобок.
Пробное включение… Горит! И жёлтенькое горит…
И красненькое горит…
Домик готов. Теперь ему нужно соответствующее окружение – пряничная новогодняя ёлка! И это повод снова взяться за картон.
Вырезаем две заготовки в форме ёлки, делаем прорези таким образом, чтобы заготовки можно было соединить воедино.
Вот скелет нашей ёлки в сборе. Полюбовались, теперь разъединяем и хорошенько расширяем ножницами соединительные прорези. Я знала, что это нужно сделать именно на этом этапе, но не сделала и потом имела некоторое количество неудобств.
Кладём картонную заготовку на раскатанную глину пряничного цвета (а можно и не совсем пряничного, поскольку в итоге основной цвет будет скрыт под «глазурью») и вырезаем ёлочку с «припусками на швы». Я схалтурила и взяла коричневую глину. Будет шоколадный пряник )
Приклеиваем глину к картону на ПВА с двух сторон, тщательно слепляем и разглаживаем места стыков двух глиняных деталей. Получаются две глиняных заготовки. Вот тут я, наконец, осознала, что из-за слишком узких прорезей ёлочка отказывается собираться и наконец расширила их.
Собираем. Смотрим. Красота. Ну, то есть, не совсем красота (ствол расколот натрое, верхушка кривая), но это дело поправимое с помощью хорошо размягчённой глины аутентичного цвета. Можно поправить и сразу, но я отложила эту процедуру на потом, решив сначала покрыть «пряник» зелёной «глазурью».
Покрывать будем уже собранную ёлку, заодно прикроем некрасивые стыки двух деталей. Для глазури замесим зелёную глину (у меня – снова Модена), тонко раскатаем между листами пластика, стараясь, чтобы пласт получался чуть больше ёлки.
Дальше мажем внутренний шов ёлки клеем ПВА…
…и прикладываем-прижимаем к нему раскатанную глину. Теперь берём ножницы и аккуратно отрезаем лишнее. Наша цель – оставить по краям где-то полсантиметра неприкрытого «теста». Вы, наверное, спросите, почему бы сразу не вырезать зелёную глину по шаблону, ещё перед приклейкой? А потому что в процессе оклейки картона «тестом» ветки деформируются и потом уже слабо напоминают исходный шаблон. Проверено на собственном опыте. Удобнее резать так, как на фото.
Получается тоже не супер-ровно, но это не беда, поскольку зелёную глазурь мы ещё будем оконтуривать белой, и вот тогда-то уж непременно достигнем совершенства.
Для белого глазурного контура мы снова будем пользоваться экструдером. У меня, на беду, не оказалось насадки с подходящим диаметром отверстия. Было либо слишком большое (слева снизу), либо слишком маленькое (сверху), либо такое как надо, но четыре дырки сразу, а это значит, что экструдер будет производить 4 жгута одновременно, что, учитывая молниеносную скорость их высыхания, ни разу не вариант. Но голь на выдумки хитра, я придумала надеть на шприц сразу две насадки: сначала с большим отверстием, а затем с четырьмя средними. В итоге получилось как раз то, что надо: одна дырка нужного диаметра.
Далее я взяла белую «Модену» (поскольку, как мы помним, Jovi бессовестно лохматится, а мне для еловых дел потребуется аккуратный жгутик), подкрасила её белой же масляной краской, чтобы убрать полупрозрачность, заложила в экструдер и приступила к действию. Порядок таков: выдавливаем жгут (ровно такой длины, с которой прямо сейчас будем работать, иначе излишки засохнут и придут в негодность), наносим на стык зелёной и коричневой глин полоску ПВА и приклеиваем туда белый жгут, следуя изгибам ёловых веток.
Украшаем готовую ёлочку «M&M`s», контурными красками, сосульками – готово!
Осталось водрузить сверху красную звезду – она тоже из глины, покрыта несколькими слоями глянцевого лака.
Установим домик и ёлку на подставку, посмотрим, чего не хватает. Внимательный читатель заметит, что домик на фото ещё лишён сосулек и крапин контурной краски – это потому, что я сначала слепила ёлку, а уже потом занималась украшательством. Ну да неважно. Главное, что следует из этой композиции: в ней чего-то не хватает. Мы не можем себе позволить оставлять столько пустого места на подставке и должны подумать, чем будем его заполнять.
Прежде всего нужна дорожка. Поскольку домик пряничный – то и дорожку сделаем из маленьких пряничков. Лепим много коричневых шариков, придавливаем их сверху к ровной поверхности (если при этом «пряник» растрескается – не беда, так даже больше похоже на тесто), потом выстилаем ими дорожку к двери (приклеиваем на Момент-гель), а сверху надо нанести белёсые разводы, напоминающие глазурь на настоящих фабричных пряниках. Я воспользовалась расслоившейся белой акриловой краской «Акан». Эта краска жидкая и при хранении разделяется на две фракции: растворитель сверху, пигмент – снизу. Так вот, я просто окунала кисточку в верхнюю фракцию и хаотично смазывала пряничную дорожку. По-моему, получилось похоже.
Но просто дорожка показалась мне скучноватой. Зимой же вокруг тропинок всегда сугробы, правда? А у меня ровное белое поле. Непорядок. И как-то сами собой из чуть подкрашенной охрой белой Модены слепились вот такие «помадки» и встали по обе стороны дорожки. Ну то есть, это я думала, что леплю помадки, а зрители почему-то единодушно признали в них чищеный фундук )
Вот теперь гораздо веселее. Но наличие помадки не избавляет нас от изготовления сугробов вокруг домика, иначе зимний сладкий пейзаж будет неправдоподобно-гладким.
Для сугробов нам вновь пригодится экструдер с полукруглой насадкой (я пробовала и вручную, но получалось хуже) и белая глина Jovi. Выдавливаем длинный полуцилиндр…
…и пальцами формуем из него сугроб, делая горбинки и впадинки. Можно заниматься этим в перчатках, если надоело отмывать руки от масляной краски. Будете перчатки отмывать ))
Приклеиваем сугробы на ПВА вокруг домика, примазываем влажной кистью к основе, чтобы сугроб слился с нею, а не казался приставным. Если кто будет спрашивать, из чего состоят сугробы в сладком королевстве, смело отвечайте, что из безе )
Перед входом делаем в «снегу» шаровидные углубления и вставляем в них снеговиков (сажаем на клей).
И теперь ещё две заключительных «мульки». Во-первых, нам нужно чем-то заполнить 12 квадратных сантиметров свободного пространства слева от пряничной дорожки. Я уже планировала карамельное озеро с кремовыми лебедями, но тут мне на глаза попался вот этот молд. Вообще, он для шоколада. Ну, типа, кому претит откусывать от большой шоколадки – может её перетопить, залить в эти формочки и съесть в виде мини-шоколадок. Лично мне было бы лень так извращаться, но производителю всё равно спасибо – очень мне кстати пришлась его штучка.
С её помощью всё из той же глины Модена, подкрашенной охрой, я изготовила вот такую белую шоколадку и уложила на подставку вместо карамельных лебедей )
Единственная засада – глина катастрофически липнет к силикону (особенно если сдуру попытаться смазать его кремом), так что извлечь шоколадку неповреждённой до полного высыхания нереально. Но мне хотелось поскорей закончить, поэтому пришлось рискнуть и шоколадка, разумеется, вышла кривая. Но, учитывая, что к подставке я её не клеила – всегда могу переделать. Сушила я её под прессом из большой книги между двух салфеток – чтобы не изгибалась при высыхании.
А под ёлку насыпала «клюквы в сахаре», склеив между собой «конфетки» Момент-гелем.
Всё! Стройка окончена, мы молодцы! Можем пойти и взять с полки пирожок, а вместо него – таки да, поставить пряник! )