Говорят, что идеи витают в воздухе. Это, конечно, красивое определение, но мне больше нравится понятие «ноосфера» - некое космическое пространство, из которого на наши головы сыпятся всякие гениальные изобретения. Чем вот иначе можно объяснить то, что на недавнем вебинаре я пыталась на пальцах показать зрителям «хаотичную» раскладку, а буквально через 2 дня вышло видео Елены Самодивки, в котором Светлана Болюх очень подробно рассказывает и показывает основные виды раскладок шерсти.
Автор: Татьяна Сапельникова
Ну и не забываем о бесценном видео-МК Марии Штрик.
Собственно, ради этих двух видео и написана вся статья. Теперь можно с уверенностью сказать, что закрыта очень серьезная тема мокрого валяния. И хотя, для полноценной работы с формами и объемами еще многому нужно научиться, уже есть база знаний, на основе которой любой новичок может быстро освоить главные принципы работы с раскладкой.
А что хотела бы добавить лично я? Поговорим чуть-чуть о формах, углах и плавных переходах.
Моделирование формы изделия раскладкой шерсти
Об этом есть довольно много информации в сети и основная мысль, которую вы можете вынести из разных МК – шерсть садится по направлению волокон и этим надо пользоваться. Продвинутые «раскладыватели» вам уточнят, что пользоваться желательно не «в лоб», а с умом и смекалкой.
Рассмотрим самые яркие примеры моделирования раскладкой формы изделия. Если говорить об одежде, то очевидно, что это талия, грудь и открытые срезы. Нарисуем классический вариант раскладки этих мест и посмотрим, что здесь можно было бы улучшить.
Разберем, что мне в нем не нравится и как я бы это исправила:
Проблема №1
Талия выложена широкой полосой в одном направлении. Если раскладка идеально ровная и на этом месте не будет других слоев, то вполне очевидно, что шерсть будет стремиться к растяжению по вертикали. От этого может образоваться ненужный объем, исказиться линия низа изделия и просто-напросто появятся дырочки. Конечно, всего этого может и не случиться, тут многое зависит от ваших рук и способа валяния.
Решение:
Если вы раскладываете талию широкой горизонтальной полосой, добавьте тончайший вертикальный слой, он убережет эту нестабильную полосу от деформации.
Второй вариант – раскладывать не строго горизонтально, а под небольшим углом. Это может быть очень «сильно лежащая» елочка или диагональная раскладка в два слоя.
Проблема №2
Грудь выложена хоть и по кругу, но перпендикулярной раскладкой. А это значит, что тот эффект, который дает для вытягивания раскладка «по кругу» нивелируется слоем «солнышко». Перпендикулярные пряди как раз таки не дают груди как следует выдвинуться и гордо взглянуть на мир.
Решение:
Раскладывать грудь «по спирали». Для надежности можно сделать два тонких слоя в разных направлениях.
Так же можно раскладывать грудь сильно вертикальной «елочкой» или «паркетом», принцип тот же, что и в спирали – большая возможность для растяжения волокон.
Проблема №3
Слишком маленький укрепляющий слой вдоль открытых срезов. Чаще всего - это один совсем тонкий рядок. Такое укрепление края в лучшем случае не позволяет ему фалдить совсем уж солнцем. Тем не менее, полочки приходится дополнительно уваливать, проймы не садятся по фигуре, а горловина «просит каши».
Решение:
Здесь нам четко необходимо различать понятия стабилизация/укрепление (читайте выше про талию) и сборка/стягивание. Как нам известно, края в войлоке всегда стремятся к волне. Т.е. стабилизация – это жизненно необходимый элемент раскладки. Но если мы не хотим совершать лишних движений и дополнительно уваливать проблемные места, то есть смысл задуматься о том, что одной лишь стабилизации мало и можно обратиться к сборке. Для этого стоит всего лишь проложить не один, а два укрепляющих слоя шерсти. Не жалейте шерсти, не бойтесь, что сильно стянет или окажется слишком плотно… Во всяком случае, я в своей практике таких экземпляров пока не встречала.
Ну и что касается низа и бортов. Здесь имеет смысл раскладывать широкий укрепляющий слой 10-12см, (у меня 2 слоя). И сверху стабилизировать его тонким перпендикулярным слоем или полноценным заходом основной раскладки изделия.
Выше я уже говорила немного об углах раскладки, но отдельно хочется вынести принцип, который я услышала у Ирины Спасской: «Никогда не делать прямого угла в раскладке». Конечно, здесь речь идет об одежде и шляпках, где ценится текучесть и пластичность формы. Не могу сказать, что я следую этому принципу на 100%, но все же я всегда держу его в голове, когда намечаю угол раскладки.
И, напоследок, буквально несколько слов о плавной раскладке.
ТОНКИЙ КОНЕЦ ПРЯДИ ВСЕГДА ДОЛЖЕН ПЕРЕКРЫВАТЬ ТУПОЙ
Только так и никак иначе. Если у вас прямая раскладка – следуйте этому принципу, если раскладка обратная, то делайте ровно наоборот, чтобы с лицевой стороны изделия все тот же диффузный кончик перекрывал «рубленый» край. Это не только даст вам плавный переход цвета и ровное гладкое полотно, но и немного убережет от эффекта «рядности» - некрасивых полос на готовом изделии. Вы же не гладите кошку против шерсти? Вот и шерсть не стоит раскладывать против кошки (что-то не то) кверху попой (как-то не литературно)… ну в общем, надеюсь, вы поняли.
Вероятно, это далеко не все, что я хотела сказать о раскладке. Что ж, нам всегда есть к чему стремиться. Наберется еще материал, напишу дополнение. А пока, если что не ясно – задавайте вопросы.
P.S. Картинки с перечеркнутыми вариантами раскладки совершенно не означают, что так делать нельзя или, что в таком варианте все будет плохо. Я лишь пыталась показать, где может крыться проблема и как сделать так, чтобы прилагать меньше усилий, получая отличный результат. И я уверена, что те, кто обсуждает эту публикацию у меня за спиной, придираясь к словам или перечеркнутым картинкам - гуру своего дела и у них никогда не бывает подобных проблем.