Автор: Яшина Елена
Сайт автора:
Материалы:
- рама
- шелк
- степлер
- эскиз на бумаге
- карандаш
- набор "Гамма-Акрил"
- утюг
Время работы: 5-10 часов (зависит от темпа работы), лично я могу и неделю расписывать
Сложность: 3-4
Я не буду описывать, чем отличается холодный батик от горячего, какие инструменты необходимы для работы в этих техниках. Это отдельная тема для разговора. Я изучала этот вид изобразительного искусства самоучкой, т.к. книг по этому специфическому направлению мало, особенно в провинции. Я шла путем проб и ошибок, что-то нашла в Интернете, что-то высмотрела в работах других художников, многое еще предстоит для себя открыть.
Как у всех художников, работа начинается с поиска идеи, замысла. Какие-то наброски, почеркушки, иногда фотографии помогают создать образ будущей картины. Все это воплощается в эскизный рисунок на листе соответствующего размеру картины. Контуры необходимо выделить тушью или ярким фломастером, чтобы рисунок был виден через ткань.
Следующий этап работы - натяжение ткани на подрамник. Для этого я использую обычный степлер для хозяйственных работ. Если ткань очень тонкая и подрамник из мягкого дерева, достаточно канцелярского степлера (его надо раскрыть и путем надавливания, скобы хорошо входят в дерево, не оставляя затяжек на шелке). Ткани берем из расчета размера подрамника плюс 3-5см на припуски по сторонам. Ткань необходимо начинать натягивать по долевой нити от центра, далее по утку так же от центра к углам подрамника, поочередно меняя стороны. Идеально натянутая ткань как барабан, не провисает, не сборится.
Теперь необходимо аккуратно подложить рисунок под ткань. Не забывайте, ткань уже натянута на подрамник! Я для этого по краям подгибаю бумагу, осторожно всовываю лист с обратной стороны между подрамником и тканью. В центр подрамника, чтобы рисунок проявлялся лучше, подкладываю книгу, подходящую по толщине подрамника. Теперь можно переводить рисунок. Простым карандашом ТМ или Т, но не мягким, иначе будет грязь, легкими линиями, так, чтобы рисунок был виден, проводим контуры. Вначале рисунок создаем в центре, затем по краям. По окончании бумагу вынимаем.
Следующим этапом станет обведение карандашного рисунка резервирующим составом. В стеклянную трубочку втяните немного состава из баночки. Если много набрать резерва, то он будет очень быстро вытекать, оставляя некрасивые капли и подтеки. Начиная работу, загнутый кончик трубочки держите вверх, поднося к рисунку, плавно опустите его и, наблюдая за движением состава в трубочке, проведите линию по рисунку. Оторвав трубочку от ткани, поднимите ее кончик вверх, чтоб не капнуть случайно на работу
Неопытным художникам лучше заранее потренироваться на кусочке, натянутом на пяльцы. Существует сложность в начале и продолжении линии, неуверенная рука обязательно оставит на рисунке каплю резерва. Для этого есть хитрость - подождите, пока высохнет прежняя линия, подложите сверху кусочек бумаги в начале следующей линии и начните рисовать на бумажке, перейдя на ткань. Резерв ляжет ровно, без заметных капель.
Если вы - правша, то рисунок переводите, начиная с верхнего левого угла, если левша, то - наоборот, с правого верхнего, двигаясь вниз. Главное случайно не размазать нанесенный резерв. Подождите 40 мин. пока высыхает резерв на ткани. Другая сложность - провести линии без разрывов, иначе при росписи краска затечет на другие участки. Это касается и фона, если он не однотонный и на нем задуманы разноцветные декоративные элементы, я по торцевой части подрамника замыкаю резервом те части рисунка, где краска может затечь на другой тон.
Переходим к росписи. Начинаем роспись с самых светлых участков, переходя к темным. Роспись я начинаю с проверки замкнутости контура. Для этого чистой водой заполняю элемент.
Если вода затекла, дожидаюсь, пока высохнет, с обратной стороны (если можно добраться) провожу линию в том месте, или с лицевой, если подрамником изнанка закрыта. Я пишу по-сырому, так краска плавно растекается, красиво смешиваясь с другими тонами
Здесь ваша фантазия не знает границ, вы можете проявить весь свой талант. Помните только одно - смешивать более трех красок не рекомендуется, т.к. может получиться грязь. Расписывая, краску наносите чуть подальше от контура - она все равно растечется.
Частая ошибка - Бывает, что от избытка краска может перетечь поверх контура и затечь на другой участок
Я исправляю такие погрешности размывкой чистой водой, крупинкой мочевины, затемнением этого участка или перекрытием цветом, а если все серьезно, то придется проявить фантазию
И не заметно!
После окончания росписи светлых элементов, переходим к росписи самых темных участков, в нашем случае - это фон
Большие участки лучше расписывать в один прием. Заготавливаю необходимое количество краски, большой кистью, по-сырому, не давая засыхать краске (иначе получатся заметные разводы на стыках старого и нового участка росписи), распределяю ее по участку. Данные разводы можно использовать и как специальный декоративный эффект- все в вашей власти.
Если вам сложно расписать равномерно весь участок, разделите его декоративными элементами, красивыми линиями резервом или другими элементами. Например, распределите крупинки мочевины (они хаотично высветлят краску) или соли (они сгустят краску), можно капнуть чистой воды на сырой фон- краска чуть высветлится ровным пятном
После росписи дайте работе высохнуть.
Расписанную работу необходимо закрепить. В нашем случае мы использовали акриловые краски «Гамма» для ткани и натуральный шелк. Эти краски достаточно прогладить утюгом 2 мин. Простые краски для ткани требуют процедуры запаривания. После закрепления работу надо сполоснуть в слабом мыльном растворе и прополоскать.
Натягиваем на подрамник нашу высушенную и поглаженную работу. Я не обрезаю лишний шелк, т.к. он со временем сыплется, а всегда аккуратно подгибаю края ткани (для этого оставляю 3см по краям) и степлером фиксирую их на подрамнике. Теперь остается подобрать рамку и повесить на видное место.