Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 2

Опубликовано: 17 августа 2011 г. 18:00
Роспись по дереву: Секреты петриковской росписи. Часть 2

Автор: Харченко Елена Владимировна. Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ

Фрагменты из книги "Мистецтво петриківського розпису" (на русском и украинском языках)

Блог автора

На этом панно видно, что цветы имеют некоторый объем.

Для его создания выполняется подмалевок, то есть предварительное закрашивание внутренней части цветка каким-либо тоном.

Если роспись выполняется по белому фону, подмалевок может быть, например, желтым.Этот цвет делает изображение как бы светящимся изнутри. Лепестки цветка должны полностью перекрыть подмалевок.

Если фон, на котором выполняется роспись, цветной, особенно если он черный, то необходимо выполнить подмалевок белым цветом, практически расписать все белилами, а затем сверху наносить задуманный цвет. В противном случае роспись как бы провалится в темноту, погаснет, станет грязной и непривлекательной. И наоборот, если умело использовать подмалевок, то все цвета заиграют на черном фоне,роспись станет очень выразительной.

Само собой разумеется, что подмалевку надо дать хорошо просохнуть, прежде чем поверх него наносить мазки другого цвета.

Роспись по дереву: Секреты росписи. Часть 2

Вообще хотелось бы отметить, что в росписи следует избегать наложения одной краски поверх другой, за исключением подмалевка. Мастер должен так владеть мазком, чтобы выполнять его безошибочно один раз.

Старые петриковские мастера, как правило, рисовали без предварительного рисунка карандашом. Просто схемы композиций были настолько традиционными, устоявшимися, элементы, из которых состоял рисунок, были настолько отработанными, что художница вынашивала замысел будущей работы в голове, а потом сразу переносила его на стену дома, или на лист бумаги, или на подготовленную деревянную поверхность. Работали старые мастера, по воспоминаниям очевидцев, очень быстро, и это напоминало какое-то волшебство. Зрители не могли оторвать глаз от работы, которая рождалась у них на глазах.

Если говорить о цвете, то преобладала теплая цветовая гамма. И только ближе к нашему времени мастера разнообразили палитру и стали рисовать в холодной гамме тоже
Предлагаемая композиция для открытки в сиренево- синих тонах как раз иллюстрирует этот момент.

Цвет листьев (зеленый) тоже может быть разным: то ближе к холодному, как в данном примере, то более теплым, как в предыдущем панно.

Роспись по дереву: Секреты росписи. Часть 2

К инструментам, используемым при выполнении петриковской росписи, относятся :

  • круглые кисти разных размеров,
  • кисти из кошачьей шерсти (кошачки) разных размеров,
  • резиновая соска,
  • пипетка,
  • стебель рогоза
  • пальцы рук.

При помощи пальцев (или соски) могут быть выполнены ягоды, лепестки цветов и даже листья.
В приготовленную темперу (на яйце или клее ПВА) погружают палец руки ( любой удобный, обычно это указательный) и небольшим вращательным движением придают ягоде правильную округлую форму, а затем слегка прижимают палец или соску к бумаге и аккуратно отпускают. Оттиск ягоды получается более светлым внутри ( просвечивает белый фон бумаги) и более темным по краям, что придает изображению объем.

На рисунке"Соняхи й горобці" мы видим грозди калины, в середине которых имеется желтый подмалевок. Ягоды расположены в определенном порядке.

В изображении лепестков цветка подсолнуха четко виден переходный мазок. Середина подсолнуха выполнена при помощи оттиска пипетки.

Многие детали ( перья птиц, мелкие листочки, травка) выполнены самодельной кисточкой из кошачьей шерсти, которая и придает росписи самобытность.О ее изготовлении поговорим в следующий раз.

Роспись по дереву: Секреты росписи. Часть 2

Всем удачи в творчестве!


Добавить комментарий