Автор: Харченко Елена Владимировна. Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ
Фрагменты из книги "Мистецтво петриківського розпису" (на русском и украинском языках)
Листья в петриковской росписи очень разнообразны, как и в природе, но не натуралистичны, а декоративны. Различаются они по форме, цветовой гамме, способам выполнения и "оживления". Под "оживлением" понимается оформление листка или цветка более мелкими деталями, то есть его украшение, доведение декоративности до совершенства. Здесь есть каноны, но каждый мастер может применить свой прием оживления деталей рисунка.
Известны три основных вида листьев.
- Многозубчатый овально-удлиненной формы.
- Кленовый или виноградный лист.
- Лист папоротника (акантовый).
Первый вид является наиболее распространенным.
Выполняется он следующим образом : на круглую кисть набирается 2 оттенка или цвета (см. подробнее о переходном мазке в"Секретах росписи",часть 1) и проводится центральный удлиненный мазок ( его направление зависит от места в композиции). Этот мазок может быть прямым или с поворотом, как в нашем примере. Последующие (также переходные) мазки рисуются поочередно с одной и другой стороны, придавая изображению форму листка. Середина его, как видно, оживлена более темным цветом при помощи кошачьей кисточки.
Другой очень распространенный прием оживления - процарапывание центрального контрастного мазка острым концом древка кисти или чем-нибудь другим (деревянной зубочисткой, например).
Кленовые или виноградные листья по своему построению сложнее. Они состоят из трех почти одинаковых частей - трезубчатой центральной верхушки и двух боковых.
В нашем примере лист построен по такому же принципу, но состоит из большего числа фрагментов. Оживлен темно-красным центральным мазком.
Акантовый лист обычно выполняется мазками кошачки. Эти листья воздушные, летящие, кажется, что они колышутся при дуновении ветерка. Посмотрите, как мастерски листья папоротника сделаны рукой петриковской мастерицы Пелагеи Глущенко.
Кроме листьев, цветочные композиции обычно украшаются травинками, колосками, бутонами и другими более мелкими растительными мотивами.
В данном фрагменте мы видим, что листья опушены мелкой штриховкой при помощи самого кончика кошачьей кисти. Голубые орешки -бутончики нарисованы в холодной цветовой гамме, что создает эффект пространства и перспективы. Верхние 3 листочка тоже выполнены кошачкой очень ажурно и тонко.
Предлагаю для тренировки скопировать этот фрагмент всем желающим.
И в конце даю домашнее задание : рассмотреть и подробно описать, какие приемы выполнения росписи вы видите на этом рисунке петриковской художницы У.Скляр. Желательно привести самое полное описание, какое сможете - и листья, и птица, и цветы, и композиция, и цветовое решение. и оживление.
Всем желаю успехов в овладении мастерством росписи. Елена.