Из этого мастер-класса вы узнаете как задекорировать своими руками абажур в технике кракле.
Автор: Зоя Большакова
Сайт автора:
Перечень материалов:
- готовый абажур (Икеа, строительные гипермаркеты (Максидом, Метрика)
- акриловая чёрная и белая краска (использовалась «Ладога» художественная)
- несколько кистей
- вырезки из журнала
- однокомпонентный кракелюрный лак (использовался «Декола»)
- бесцветный матовый акриловый лак
Мы можем взять готовый абажур любого цвета, и даже с орнаментом, так как всё равно будем грунтовать.
Обычно такие абажуры представляют собой что-то вроде тканого материала на полимерной основе, и краска не пропитывает ткань насквозь, а ложится достаточно ровно . В данном случае выбираем чёрную краску и ровными параллельными мазками наносим её вдоль волокон ткани сверху вниз.
Акриловая краска сохнет быстро, но, тем не менее мы можем помочь процессу, воспользовавшись феном. Для наилучшего результата после высыхания красочного слоя наносим второй слой и оставляем абажур в покое на полчаса.
Тем временем пришла пора заняться непосредственно изобразительным материалом. Обычно для декупажа используют либо специальные декупажные карты, либо салфетки. Но! Можно использовать и любые вырезки из глянцевых журналов, главное – чтобы мотив нравился и стилистически подходил. Я нашла свой мотив в журнале, оставленном на даче, это была реклама недвижимости! Если вы используете вырезки из журнала,то тут есть маленький секрет. Дело в том, что бумага для журналов состоит из двух слоёв,для того,чтобы плотный красочный слой не переходил на другую сторону, как это бывает с газетами. И эти слои достаточно просто разделяются.
Необходимо взять мисочку с тёплой водой и положить УЖЕ ВЫРЕЗАННЫЙ мотив в воду на 15-20 минут. Вы это можете сделать заранее, на этапе окраски абажура.
Через 20 минут вы осторожно вынимаете бумагу и, аккуратно подцепляя кончик, разделяете картинку, стараясь не порвать. Хорошо, если у вас есть длинные ногти).
У меня нет отснятого материала, иллюстрирующего этот процесс и вот почему: я этого не делала. То есть я не расслаивала бумагу, когда декорировала этот абажур. Потому что тогда я этого не знала). Края вырезки получились немного заметными поначалу, но это нивелировалось в дальнейшем, когда я наносила несколько слоёв финишного лака.
Небольшой экскурс в историю: именно таким способом (нанесением большого количества лаковых слоёв) благородные мадамы 17 века и маскировали контуры приклеенных мотивов на своих первых декупажных изделиях, а ведь в то время приклеивали даже вырезки из картин, написанных на холсте!
Получившийся тонкий слой осторожно кладём на ровную и чистую поверхность, берём в руки абажур, удостоверяемся, что он полностью высох и зрительно намечаем место расположения рисунка. На это место, несколько с запасом, наносим самый обыкновенный акриловый лак. В продаже имеются различные специальные клеевые субстанции для декупажа. Но уверяю вас. Можно и лак. В принципе, часто используют чуть разведённый ПВА, но я люблю лак. Он как-то более податлив.
На влажную лаковую поверхность прикладываем мотив, от края, чтобы ложился без складок. И сразу же, сверху рисунка, наносим ещё слой лака, кистью ещё более разравнивая и растягивая поверхность. Если случился залом – не бойтесь опять же от края отнять бумагу и натянуть обратно уже ровно. Не скупись, берите на кисть ещё лака ,чтобы поверхность была влажной.
Если результат удовлетворяет, возьмите сухую и чистую тряпочку и снимите излишки лака, но не трите поверхность, можно случайно повредить красочный слой.
В этом месте я хочу ещё заметить – если вы используете декупажные карты и в особенности салфетки – то вам не годиться грунтовать темными тонами краски! Только белый или очень светлый тон. С бумагой же из журнала возможен и даже чёрный цвет, она достаточно плотная.
Мы опять сушим наш абажур, можно феном.
После полного высыхания приходит время следующего этапа: кракелюрный слой.
Берём специальный кракелюрный лак, только обязательно однокомпонентный. Этот термин обознает то, что лак у нас один, в виде одной бутылочки. Двухкомпонентный –две бутылочки – шаг первый и шаг второй, но это уже другая история.
Лак наносим, в том же направлении, что наносили чёрный грунт – сверху вниз, мазками от верхней части абажура к нижней, сверху вниз, параллельно,ровными мазками, это очень важно. Ещё важнее то, что мазки не должны накладываться один на другой. Кроем не сплошь, рисунок должен остаться нетронутым. Можно слегка края рисунка задевать, это даже к лучшему, замаскирует тот факт, что рисунок всё же приклеен, а не нарисован.
На данном этапе снова берём в руки фен, сушим, но не до конца. Пробуем лаковый слой осторожно кончиком пальца – чуть липнет, значит откладываем в сторону фен и готовим колер.
Нам нужно достаточное количество белой краски, если у вас большая банка, отложите грамм 50 в маленькую ёмкость и добавьте в эту краску чуть чёрной краски. Нам нужен серый цвет. Если краска густовата, как рыночная сметана, разбавляем водой и мешаем. Нам нужна краска пожиже.
Теперь берём кисть и наносим эту краску на те места абажура, где до этого был нанесён лак кракле. Краска наносится в том же направлении,ч то и лак, и тоже мазки не перекрывают предыдущие! Ни в коем случае. Сушим. Феном – серая краска начнёт быстро трескаться, являя нашим глазам чудо «кракле». Важная особенность именно одношагового лака – кракелюры немного напоминают потрескавшуюся краску на заборе или старой дачной мебели.
После очередной сушки мы можем приступать к финишному покрытию акриловым лаком. Лучше всего хотя бы два слоя. И не допускаем капель и подтёков!
Удачи в свершениях!