Я всегда очень долго собираюсь с духом, коплю в организме запасы смелости и решительности, что бы выложить мастер-класс "на бумагу" для широкой публики. Очень уж это ответственно. Надо рассказать все подробно и постараться ничего не упустить.
Автор: Жукова Марина
В процессе мастер-класса очень много нюансов и мелочей, от которых зависит успех предприятия и не всегда есть возможность перенести эти мелочи на бумагу, Одно дело когда ты общаешься с учеником напрямую, можно не только говорить, но и подробно показывать "на пальцах" , а если что, то тут же спешить на помощь...
"Вот сейчас локоточком обопритесь на стол", "отойдите чуть дальше, будет удобнее", "движения рукой чуть длиннее и с большим нажимом", "а здесь можно развернуть щетку на ребро", "идем точно по направлению волокна дерева", "уменьшите угол наклона наждачки, быстрее сошкурится и по ребру, по ребру" и самая частая фраза "Уважаемые декупажницы, я знаю, что мы по натуре своей, народ торопыжный и по этому - Не спешите! Спокойнее! Мы все успеем! Чем лучше обожжете, тем легче будет башировать и красивее получатся переходы волокон! Ловите момент, медитируйте, вы же смотрите на огонь. Во время брашировки вы добрым словом будете вспоминать обжиг". Вот как это вложить в мастер-класс, что бы было понятно о чем речь? Но, раз уж решилась, то постараюсь рассказать, все подробно с пошаговыми фотографиями и даже фразы, которые говорю ученицам на уроке, для наглядности, буду вставлять.
Хочу сказать огромное спасибо магазину
Итак, приступим!
В первой части мастер-класса я расскажу про обжиг и брашировку древесины.
Перешагнув" обжиг, сразу скажу о брашировке.
Брашировка, от искаженного существительного и глагола "brush"( щетка, чистить) - это процесс удаления мягких волокон древесины. Часто, вместо брашировки, используют термин структурирование древесины. Для этого подходят хвойные породы дерева, сосна, ель. пихта. У этих пород ярко выражена структура мягких и твердых волокон.
Для браширования абсолютно не подходят такие породы дерева как береза, липа, ольха, бук,клен и другие твердые породы.
Из хвойных у нас чаще всего используется сосна, реже ель, по этому разговор буду вести о заготовке из сосны.
На фотографии показаны инструменты и материалы, которые нам понадобятся для обжига и брашировки
- Для обжига – газовый паяльник фирмы DREMEL.Купить можно в Леруа Мерлен (1650р.), ОБИ (2100р.), на сайте фирмы DREMEL, интернет-магазин «220V» и т.д.
- Газ для заправки паяльника (обычный газ для зажигалок)
- Пульверизатор с водой
- Для брашировки – металлическая щетка ( строительные супермаркеты или рынки)
Порядок действий:
Все действия проводим вдоль волокон дерева
На паяльник одеваем насадку для горения (в инструкции очень подробно показано как это делать, а так же как включать). По небходимости, заправляем газом( в инструкции есть картинка).
При работе с огнем следует соблюдать элементарную технику безопасности. Руку, которой взяли заготовку, держите подальше от горелки. На первом фото видно как я держу шкатулку. Не отвлекайтесь, когда работаете горелкой, неаккуратное движение рукой может привести к ожогу. На самом деле, все совсем не страшно, просто будьте внимательны. За все время проведения подобного мастер-класса, ни один ученик не пострадал и ни одна заготовка не сгорела.
1.Теперь уже горелку, держим перпендикулярно заготовке, на расстоянии 6-8см от дерева и не торопясь обжигаем до ровного черного цвета. Петли на шкатулке тоже обжигаем, они темнеют и приобретают винтажный вид. Вот здесь я как раз и говорю ученицам фразу "Не спешите! Спокойнее! Мы все успеем! Чем лучше обожжете, тем легче будет брашировать и красивее получатся переходы волокон! Ловите момент, медитируйте, вы же смотрите на огонь. Во время брашировки вы добрым словом будете вспоминать обжиг".
Вот как должна выглядеть шкатулка после обжига
Откручиваем петли у шкатулки и каждую часть шкатулки брашируем по отдельности.
2. Перед брашировкой, что бы не летела сухая пыль и вы этой пылью не дышали, дерево смачиваем водой. Если вы особо чувствительны к пыли, то оденьте маску или респиратор.
3. Металлической щеткой брашируем дерево. Как раз в этот момент я говорю, -"отойдите чуть дальше от стола, будет удобнее", "движения рукой чуть длиннее и с бОльшим нажимом", "а здесь можно развернуть щетку на ребро", "идем точно по направлению волокна дерева". Чем выразительнее рельефы и контрастнее оттенки твердых и мягких волокон, тем лучше. Шкатулку сушим и древесную пыль смахиваем жесткой кистью.
Результат после обжига и брашировки
Вторая часть - воскование и тонировка.
Для этого нам понадобятся
- Для воскования – бесцветный воск-полироль фирмы STAMPERIA(магазины для декупажа)или любой мебельный воск без добавок и масел(строит. супермаркеты)
- Для тонировки – акриловые краски ( краску разводим водой, 50% краски на 50% воды)
- Кисть синтетическая
- Наждачная бумага № 180
- Поролоновая губка
- Мягкая ткань ( хлопок, фланель)
4. Темный оттенок краски разводим водой. Внутри шкатулки краску наносим кистью. Сушим
На внешние части шкатулки, кроме верха крышки, краску наносим губкой. Сушим
Результат после первого окрашивания
5. Наждачкой № 180 шкурим дерево. Пыль смахиваем жесткой кистью.
Результат после первого шкурения
6.Брашированные части шкатулки, с помощью поролоновой губки, натираем воском
Результат после воскования
7.Светлые оттенки краски смешиваем и разводим водой. Внутри шкатулки краску наносим кистью. На внешние части шкатулки, кроме верха крышки, краску наносим губкой.
8. Сушим и шкурим наждачкой №180
9. Брашированные части шкатулки, с помощью поролоновой губки,натираем воском и полируем мягкой тканью.
Заключительная часть. Декорирование крышки шкатулки.
Для этого нам понадобится
- Белый акриловый грунт, в крайнем случае белая акриловая краска (худ. магазины)
- Кисть веерная ( худ. магазины)
- Клей для декупажа или ПВА, или водный акриловый лак
- Губка поролоновая
- Файл
- Вода
- Битумный воск фирмы Ferrario ESPRIMO (худ. магазины)
- Фрагмент салфетки
- Наждачная бумага №400 ( строит. супермаркеты)
10. Верх шкатулки шкурим и грунтуем белым акриловым грунтом. Грунт наносим губкой и стараемся, что бы он не попал на боковинки. Для этого край окрашиваемой стороны всегда должен быть перед вами. Если грунт все же попал на боковину, то ни в коем случае не пытайтесть стереть грунт пальцами или влажной салфеткой. так вы только глубже его вотрете. Пусть грунт высохнет, и так как боковины у нас натерты воском, то высохший грунт легко сошкурится.
После высыхания, загрунтованную поверхность крышки шлифуем наждачкой №400 и клеим на нее салфетку с помощью файла.
11. Для этого, берем файл, на него "лицом" кладем салфетку
12. Салфетку, из пульверизатора, обильно смачиваем водой. Салфетка должна быть практически в луже. Веерной кистью, от середины салфетки, "выгоняем" пузыри и разглаживаем салфетку.
13. Лишнюю воду аккуратно сливаем и файл с салфеткой укладываем на крышку. Если с первого раза не удалось ровно разместить салфетку, то файл с салфеткой осторожно снимаем и повторяем попытку "пристраивания" салфетки. Далее, файл скатываем, следя за тем, что бы салфетка не потянулась за файлом.
14. Той же веерной кистью, от середины к краям, на салфетку наносим клей. Для этого можно использовать декупажный клей, акриловый лак или ПВА. Сушим.
15. После высыхания, излишки салфетки сошкуриваем. Как раз в этот момент я говорю, - "уменьшите угол наклона наждачки на крышку, так быстрее сошкурится и по "ребру", по "ребру", строго поперек, а не вдоль ребра")
Углы и края салфетки, очень деликатно, можно затонировать битумным воском.
После полного высыхания, "внутренности", внешнее дно и верх шкатулки покрываеи лаком. Я использую лак фирмы Тиккурила "KIVA"
ВУАЛЯ!