Ватное папье-маше - это ремесло, которое относится к декоративно прикладному искусству, то есть к народному творчеству. Поэтому каждая игрушка является авторской работой, допускающей любые вольности со стороны автора к пропорциям, цвету и так далее. Другими словами, любой автор всегда может сказать золотые слова:" Я так вижу!" и наслаждаться творческим процессом. Ниже я немного коснусь пропорций, но это не более чем моё видение, то есть я делаю так, вы можете не соглашаться и делать по своему.
Автор: Светлана - SVET1301
Материалы, которые нам понадобятся.
На фотографии всё видно, но назову основные:
- клей ПВА,
- вата (лучше зиг-заг), так как она хорошо расслаивается на пласты,
- бумага (лучше тонкая калька, так как она мягкая и с ней легче работать),
- проволока,
- малярный скотч,
- нитки,
- кисть.
В этом мк я хочу показать ключевые моменты того, как я работаю в технике ватного папье-маше, без претензий на изобретение велосипеда.
Немного о пропорциях и размерах. Так как делать будем людей (условно), то исходим от размера головы. В моём случае это 2 см, а значит весь размер игрушки может быть от 10 до 12 см, талия на уровне 5-6 см, длина рук так же 5-6 см, но я своим куклам делаю руки короче (мне так нравится больше).
Берём проволоку обматываем её малярным скотчем, расслаиваем вату на пласты (далее везде работаем ватными пластами), обматываем проволочный каркас и закрепляем вату обмоткой нитками.
Из тонкой кальки (но можно любую бумагу) формируем конус (можно и более широкий, если планируется более пышная юбка), так же закрепляем малярным скотчем. Затем вата и закрепление нитками.
Ножницами делаем в "юбке" дырку, капаем клей и соединяем с "руками".
Затем обильно кисточкой наносим клей ПВА на "болванку" и руками втираем клей в вату (я работаю густым неразбавленным клеем).
Далее накрываем ватными слоями (не толстыми) и с силой приглаживаем их кисточкой с клеем. Потом опять всё загладили руками, втирая клей во все слои и выдавливая лишний. На выходе получаем гладкую основу, которую отправляем сушится (я пользуюсь батареей центрального отопления).
Пока болванки сохнут мы занимаемся головой (мастер-класс по лепке и покраске головы можно посмотреть здесь) поэтому остановлюсь только на причёске. Сделали из сухой ваты валик причёски и кисточкой с клеем пригладили к голове, можно продавить имитацию волос.
Другой голове сформировали блин (из сухой ваты) и кисточкой с клеем пригладили к голове.
Затем скатали шарик и то же пригладили, формируя кистью горку шляпки (на кисти всегда! обильно находится клей).
Вот такая получилась шляпка. Головы воткнули в пенопласт (или что-то подобное) пусть сохнет.
Наши основы для барышень высохли и мы приступаем к формированию одежды. Сначала делаем нижнюю часть (юбку-платье), а на неё сверху одеваем пальто.
Сразу хочу пояснить основные моменты того, как я работаю с ватой, чтобы далее не повторяться. Я формирую все необходимые мне детали из сухой ваты, а потом кисточкой с клеем (обильно) приглаживаю к основе, при этом, если нужна плоская деталь, то на кисть нажимаю, а если нужна объёмная деталь, то кисть слегка касается ваты (только для того, чтобы оставить на ней клей).
Из полоски ваты формирую полукруг и приглаживаю кистью к основе юбки.
У основания прижала, а на краю оставила объём.
Таких валиков набираю столько, сколько хочется.
Нижнюю часть закрываю кусочком ваты и приглаживаю, чтобы дно игрушки так же было аккуратным.
Верхнее пальто я планирую сделать складками, поэтому формирую их из сухой ваты и приглаживаю кистью с клеем, при этом на складку не нажимаю,
а по бокам прижимаю кисть, чтобы были видны ямки складок.
Делаю столько складок сколько мне хочется.
Чтобы складки не смотрелись грубо, кладу сверху пластину ваты и приглаживаю, вдавливая кисть только в ямках.
В верхней части просто кладу пласт и приглаживаю, вдавливая кистью продолжение складок (напоминаю, что на кисти всегда клей).
На передней части пальто делаю два валика слева и справа и так же приглаживаю кистью: по бокам нажимаю, а в центре оставляю объём, то есть клей наношу, а кисть не прижимаю.
Подвешиваю на верёвочку - пусть сохнет.
Аналогично работаем со второй фигуркой. Пояснения те же, поэтому далее идут фото без текста.
На юбке складки.
Так же отправляю сушиться.
В третьей всё то же, только валики и складочки распределяем по другому. Так можно придумать много вариантов сочетания складок и валиков.
Все основы отправили хорошо просушиться
Ну вот всё высохло и что же мы видим. Левая у меня упала и так и высохла на полу поэтому вся помялась. Её и начнём исправлять и доделывать. Правая мне просто не понравилась (все эти аля рюши смотрятся нелепо!), то же переделаем.
Всегда: сначала наношу клей на сухую заготовку, затем накрываю пластом сухой ваты всю поверхность юбки и кистью с клеем выглаживаю, продавливая складки. Напоминаю, что на кисти всегда клей (клея вообще очень много уходит).
Так же свежей накладкой из ваты поправила шубку. Потом я её опять просушила.
На этом фото она уже сухая и я приступаю к рукавам. Сначала сгибаю руки и придаю им нужное положение.
Затем наношу клей на руку куклы, беру полоску сухой ваты, укладываю её вокруг руки и приглаживаю кистью с клеем.
Сверху вдоль руки размещаю пластину ваты и опять приглаживаю, как бы соединяю манжет с рукавом. И опять отправляю сушиться. Только теперь не подвешиваю, а просто ставлю на батарею.
В этом платье мне не понравилось обилие воланов и я решила их соединить. Беру пласт сухой ваты, кладу на юбку (предварительно нанесла клей на юбку) и приглаживаю кистью с клеем.
При этом кистью слегка продавливаю там, где мне хочется сформировать вмятину.
Так же слегка выравняла передний край шубки. Подвесила сушиться.
В этой шубке рукава большие, поэтому я сначала пласт ваты покрыла клеем с одной стороны (внутренняя часть рукава). Затем обернула пласт вокруг руки и
на внешнюю сторону рукава так же нанесла клей кистью.
И опять отправили сушиться.
В третьей я ничего не исправляла, мне всё понравилось. Поэтому только согнула руки и нарастила воротник.
И тоже сушиться.
Как видите, основная сложность работы с ватой это терпение, так как каждый этап надо хорошо просушить.
Приступаем к разукрашиванию игрушки. Это, на мой взгляд, самый вкусный этап в творческом процессе.
Я работаю только акриловой краской. Так как в её состав входят акриловые смолы, то игрушку эта краска укрепляет (делает прочнее) и нет необходимости в конце покрывать её опять же акриловым лаком. Краска так же водорастворимая и растекается по вате не хуже акварельной, но при этом её так же легко перекрасить, если что-то не понравится. Итак, берём любую акриловую краску, разводим её до консистенции очень жидкой сметаны, и мягкой кистью без нажима и аккуратно красим игрушку (как бы выглаживаем). Краска при этом затекает во все полости и пропитывает вату.
Чуть гуще разводим цвет немного темнее и пока не высох основной, затемняем ямки в одежде. Краска плавно растекается и стыков не видно, получается как бы тень в углублении складки.
На губку наношу белую краску, немного отбиваю на бумаге (убираю лишнее) и лёгкими движениями прижимаю к выпуклым частям одежды. Таким образом имитируем светлые участки или снежок на одежде.
Аналогично крашу пальто. И отправляю на просушку.
После того как игрушка высохла мне показалось, что пальто стало похоже на банный халат и я решила исправить это впечатление. Взяла объёмный медиум и фен для эмбосинга. Кистью нанесла медиум по краям одежды и нагрела феном (обычный фен не подойдёт).
Прошу прощение за качество фото, но все 4 оказались плохими, а процесс показать очень хотелось. Под горячим феном медиум вспухает и кучерявится (это просто волшебство какое-то).
Ну вот получился халат с мехом (в этом месте игрушка как ни когда близка к мусорному ведру). Может наличие головы что-то исправит?
Шилом проткнула туловище, капнула клей (типа момент кристал) и вставила голову.
Наличие головы не особенно помогло. И тогда я решила сделать большой воротник.
Клей нанесла на нижнюю часть воротника и на шее сформировала то, как он будет лежать вокруг головы. Сверху так же пригладила клеем.
Ну вот гораздо лучше.
Придётся ей пока посохнуть.
После просушки и покраски мне захотелось добавить ей не много блеска.
Аналогично красим вторую куклу. Процесс тот же, поэтому фото будут без объяснений.
Здесь мне юбка показалась немного скучноватой и я решила добавить воланы: скатала вату и приклеила.
Затем добавила воротник.
Вид со спины.
Добавила голову и завязала шарфик.
Отправилась сушиться.
Добавила немного гламура и блеска (душа очень просила что-то блестящее, а я и не сопротивлялась).
Аналогично предыдущим куклам покрасила и третью (на фото акриловые краски с блеском, для нового года самое то).
Куда же без страз и бусин?
Так я закрепляю тесёмку. Проделала дырку в голове (не бойтесь, при этом процессе ни одна кукла не пострадала). Взяла пин и шляпку для бусин, капнула в дырочку клей и вставила пин со шляпкой.
Вставили тесьму.
Любуемся результатом.
А это все три красавицы вместе.
Комментарии (4)
Спасибо большое за мастер класс! Очень понравилось!
Давно мечтала о такой игрушке, но нигде не могла найти мастер-класс. Спасибо автору
Классно!!!!!!!!!!
Просто чудо как хороши!!))👍👏🌹